Номер 5 (1052), 11.02.2011

МОРСКИЕ БАЙКИ
ОТ ОЧЕВИДЦЕВ

В море случаются самые неожиданные истории, принимающие небывалые обороты. Как говорят, человек познается в море. Об этом рассказывают моряки на интернетовских сайтах, которые доступны всем. Представляем несколько морских баек и размышления на злободневные темы.


Не поделили девушку и сожгли корабль

- Дело было вечером 1 декабря, - рассказывает моряк Владимир, - Наше судно пришвартовалось в рыбпорту. Стояли в связках. Снега было много, мороз уши щипал. Готовились к ужину. Тут прибежал матрос с трапа, говорит: дым идёт с соседнего парохода. Создали аварийную партию, прибежали на этот СТМ. А там почти никто на ногах стоять не может, и две девушки ходят по снегу в одних трусах и просят прикурить.

К тому моменту горели две каюты, 4-го механика и ст. механика. Мы всё загерметизировали. Обесточили и почти потушили. На пожар приехало очень много пожарных машин из города. Офицер приказал уходить с судна. Но огня уже не было. Мы его пресекли. Только дым валил. Дальнейшие события мы наблюдали со своего судна. Спасатели протянули лестницы и шланги. Начали выбивать стёкла в иллюминаторах.

И пароход моментально вспыхнул. К утру выгорела вся надстройка. Так помогли!

А все началось из-за того, что 2-й помощник не поделил девушку с 4-м механиком. И тот выстрелил ракетницей в переборку каюты механика, отчего она загорелась.

От обучения падали в обморок

Матрос: "Хочу тоже поделиться случаем, который произошёл в рейсе, правда, тревога была учебная. Старпом показывал матросам действия в случае пожара. Он подвёл к капу, показал, что нужно его закрыть. Потом подошел к вентиляционным грибкам. Остановили вентиляцию. Он показал заслонки, которые надо закрывать для герметизации. Тут по рации его вызвал капитан. Он всех распустил и пошёл на мостик. Через некоторое время дали сигнал "отбой тревоги".

"Дед" в машине запустил вентиляцию. Но так как заслонки были закрыты, все электродвигатели тут же сгорели (лампочки, показывающие, работает вентилятор или нет - не работали), кроме вентиляции в ЦПУ, там отдельный вентилятор от кондиционера.

В машине вахта и бригада "как обычно" работали. Вышла сигнализация "высокие газы по всем цилиндрам главного двигателя". "Дед" сигналом вызвал моториста в ЦПУ и сказал, чтобы тот промыл турбину. Тот направился туда и потерял там сознание. У других членов машинной команды тоже начались головокружения (притащили всех в ЦПУ). "Дед" решил вызвать на помощь 2-го механика. Но он даже не смог открыть дверь в машину, там уже был разряженный воздух. Не знаю, как он быстро сообразил, побежал к капу и открыл его. И все облегченно вздохнули. А ведь таким образом старпом мог убить половину машинной команды.

Капитана на мыло

В позапрошлом рейсе у нашего капитана открылась язва, и его списали на берег. Дела принял старпом. Шли на острова. А карт этих мест на судне не было. Отклонились от курса на два дня хода. Заходили по следу судна, шедшего впереди нас. Быстро стемнело. Выходили, ставя точки на самодельной карте, снимаемые с радара судна. А в это время старпом со вторым помощником открыли кладовку, в которой лежало несколько ящиков пойла. Стакан за стаканом. Начали выяснять отношения. Пока суд да дело, отдубасили друг друга пожарными баграми на мостике. В драке разбили магнитный компас и много чего полезного. А потом обиделись друг на друга и ушли с мостика. Бросили управление. Рано утром впереди показалось судно. Матрос принялся всех будить. Он не знал, как разойтись с встречным кораблем. Нашли мало чего понимающего в судовождении 3-го помощника-филиппинца - у него маневр получился. А начальники продолжали похмеляться. Так что при подходе к порту новых штурманов высаживали вертолётом. Потому что заходить в порт было некому.

Нас хотели заставить заняться контрабандой

Эта история имеет счастливый конец благодаря вмешательству Федерации морских профсоюзов, куда может обратиться каждый моряк, попавший в беду.

В начале февраля одиннадцать украинских моряков прибыли из Одессы в Бенин- они подписали контракт с крюинговым агентством и должны были работать на греческую компанию Maritime Management Synergy. Поднявшись в порту Котону на борт своего будущего корабля, они увидели, что судном оно называться не может.

- Это ужасный ржавый кусок металлолома, который когда-то был танкером, перевозящим бензин, - рассказал капитан Василий Барий. - Из навигационного оборудования работает только анимометр, указывающий направление ветра, а также гирокомпас, но только его главный блок. Нет вилок, мыла, простыней, не говоря уже о лекарствах. Не хватает продуктов.

Капитан связался с судовладельцем и потребовал снабдить судно необходимым провиантом и запчастями. Ремонт пообещали. И потребовали немедленно приступить к погрузке. Как потом оказалось, эта компания занимается нелегальными контрабандными операциями по воровству нефтяных продуктов и по перепродаже их без каких-либо официальных посредников. Капитан отказался выполнить требование судовладельца.

Моряки позвонили в международный профсоюз моряков, офис которого находится в Лондоне. Но там объяснили, что "в этих водах они бессильны". Василий Барий обращался также в украинское консульство в Нигерии, т. к. в Бенине диппредставительства нашей страны нет. В свою очередь президент Федерация морских профсоюзов Украины обратилась в Министерство труда Украины по поводу лишения компании "Foxmarin" лицензии. Моряки уже дома. И после этого случая уже имеют опыт, как бороться с несправедливостью и отстаивать свои права.

Сюрприз для тещи

Приехала к нам однажды в гости теща. Восемь суток на Дальний Восток ехала. Вот я решил ее чем-нибудь ТАКИМ угостить. Утром в рыболовном порту купил с сейнера пару императорских крабов - размером с табуретку. Положил их в мешок и оставил дома в ванной. Сам отправился на вахту, жена на работе, дитя в садике. На хозяйстве дома осталась теща. Вечером - картина Репина: теща в истерике сидит на столе, а крабы важно гуляют по квартире, размахивая огромными клешнями. Мешок развязался! С тех пор теща в гости к нам не ездит и под страхом расстрела не поедет...

Подарок для Америки

Как-то в Сиэтле власти открыли контейнер на нашем судне, а там - китайские жмурики. Их таким образом переправляют в Штаты. Посадят в контейнер китайцев, оформят документы на груз тряпья из Шанхая, как безвозмездный подарок китайцам Америки. А потом нам отдуваться. Задержали пароход, сорвали план погрузки, компания влетела на штраф, нас всех тоже причесали. И самое неприятное то, что, чем больше китайцев в Америке, тем больше им шлют таких подарков из Китая. Хорошо, если такой контейнер грузят не в трюм, где дышать нечем...

Морские афоризмы

Матроса называют человеком только, когда он за бортом.

Матрос со шлангом - хуже немца с автоматом.

Матрос без работы - потенциальный преступник.

Что для механика потолок, для матроса - палуба.

Если матросу дать две кисти, то он одну поломает, другую за борт уронит.

Флотская аксиома: если предмет движется - отдай ему честь, если не движется - покрась его!

Вылечили от денег

Но, кроме самих рассуждений, зачастую случается, что близкие попадают в беду и выпутаться из нее без помощи не могут.

- Пришел из рейса, - рассказывает старпом, - жена как будто постарела-похудела, тревожная. Говорю, иди к доктору. Не идет, настаиваю, говорит, что была. Спрашиваю: что сказал? Молчит. Потом выяснил, что была у целительницы в бывшей нашей поликлинике возле "Вымпела". Та с неё порчу снимала и лечила, а когда узнала, что муж - комсостав, вцепилась, как клещ. И сказала ей, что и со мной беда случилась от сглаза. А у меня удачный рейс, даже вернулся раньше, уже снова зовут. Она туда месяц ходила, сколько денег отнесла, не говорит, но явно гораздо больше, чем 200 бакарей. Думает, что та её загипнотизировала. А когда жена узнала, что у меня все нормально, она захотела деньги обратно вернуть. Но целительница начала ее пугать, что на детей порчу наведет!

Жена сама не своя. Хочу в милицию пойти, отговаривает.

Можно ли отпустить жену в море?

Раньше женщина на корабле считалась к несчастью. А сейчас женщины ходят в рейс наравне с мужчинами. Но тем не менее все равно возникают вопросы.

- Мужики! Жена собирается уйти в навигацию на речнике (обслуживающий персонал). Другой мир, другие незнакомые нравы. Естественное желание - не пускать. Если вы понимаете, о чем я, то подтвердите или развейте мои опасения.

- Подумай сам, любая жена, имеющая мужа на берегу, при желании заведет любовника, а то и несколько. Сам пробовал, думаю, не только я. Так что дело не в месте работы, а в человеке. Трахнуть замужнюю (не морячку) бабу - не такая большая проблема, если она сама хочет. Так что дело не в судне и прочем, а в ней. Есть много хороших женщин, которые любят мужей и верны им, а есть много... других.

- Полностью поддерживаю. В принципе, всё то же самое можно и про нас сказать. Кто ищет, тот находит, и необязательно в море или на речном судне...

- В море работаю давно - более четверти века (красиво звучит, прошу пардона!), на судах приходилось сталкиваться с женщинами на различных должностях - от буфетчиц до старпома. Отношения экипажа - в основном дружеские, хотя были и исключения. Но лично мое мнение, море - не женское дело. В моем понимании женщина - это в первую очередь мать, жена, хозяйка, а мужчина - добытчик и работник.

- Женщина на судне - это плохо! Место женщин на берегу, они хранительницы домашнего очага, а море испокон веков мужская работа.

- Считаю, что если женщина нормальная, без "бздыков", можно позволить уйти в рейс.

- Что здесь такого? По себе знаю, если захочется изменить, на суше шансов больше в 100 раз. Главное - доверие и взаимопонимание.

- Абсолютно нормально. Для хлопцев на пароходе присутствие женщины полезно - бриться и переодеваться начинают чаще, меньше матом ругаются. И вообще эстетика другая. Для семьи тоже польза. В разлуке больше любят.

Кроме этих насущных тем, моряки делятся впечатлениями об отдыхе, путешествиях с семьей, поездках на машинах за границу, охоте, рыбалке, дайвинге, знакомстве с девушками и даже полете на воздушном шаре. Ведь интересы разнообразны, как и люди. Целое море!

2004-2008

Подготовила Инна ИЩУК.