Номер 22 (1267), 19.06.2015
В мае прошлого года, когда с помпой, достойной лучшего применения, была открыта так называемая "Новая центральная аллея Аркадии", гостям вернисажа приехать к излюбленному месту отдыха на "пятеньком", по словам Михал Михалыча Жванецкого, трамвае было затруднительно. Ибо ещё с весны 2014 года трамваю номер пять было приказано... пятиться, т. е. от Театра музкомедии до Аркадии и обратно вагоны двигались задом наперёд, поскольку традиционного места для разворота - в Аркадии - они были лишены. Пришедшая в голову кое-кому из транспортников и трамвайных фанов мысль об оперативном сооружении хотя бы не кольца, а разворотного трамвайного "треугольника" (подобного существующему на перекрёстке улицы Софиевской и переулка Ляпунова) была лишена права голоса и ушла в небытие. Ещё одна крамольная мысль - о приобретении за рубежом вагонов с двумя кабинами и дверьми на обе стороны по ходу движения - даже не рискнула "пискнуть": с одной стороны, мы стремимся в Европу, с другой стороны, денег на такие вагоны, какие ходят, например, в центре Парижа, не хватает, а европейцы подарить ещё не удосужились.
Пятились "тянитолкаи" маршрута № 5а до осени прошлого года, после чего ушли на каникулы.
Теперь есть надежда, что скоро мы сможем прокатиться не только по Французскому бульвару, но и по Генуэзской до самой Аркадии на "Татрах", Т-3 или подобных. Новое разворотное кольцо пятого трамвая отодвинуто от старого места на какую-то сотню-другую метров. Можно по-разному оценивать этот факт. Можно с облегчением вздохнуть: хорошо хоть, что трамвай вообще сохранился на Французском бульваре, откуда его хотели изгнать - спасибо неравнодушным одесситам. Но можно и "очеловечить размышления" одного из старейших одесских маршрутов. Можно сказать, что он... смущённо отодвинулся от того "перформанса", которому подвергли и продолжают подвергать Аркадию (нынче в Аркадии одессит - прежде всего покупатель, поскольку ни как отдыхающий, ни как пассажир трамвая или троллейбуса источником прибыли он не является).
Впервые общественный транспорт, в виде конно-железной дороги ("конки"), пришёл из центра Одессы в дачную местность, каковой тогда считалась Аркадия, в конце XIX века, причём пришёл почти на морской берег, к знаменитому мостику. Туда же на смену лошадкам пришли электрические экипажи, трамваи. Затем разворотное кольцо на многие десятки лет разместилось в самом начале главной аллеи Аркадии, где в те времена находились симпатичные ворота. Кстати, к этим воротам подкатывали вагоны не только 5-го, но и 17-го, и 25-го маршрутов, который бегал по улице Новоаркадийской (ныне - проспект Шевченко). Если кто не помнит или не знает - ходил в 1920-30-х годах в Аркадию ещё один трамвайный маршрут, № 26а, но... со стороны Большого Фонтана. От того же аркадийского мостика вагоны шли вверх, туда, где теперь улица Каманина, потом от 8-й станции Фонтана до 7-й и далее, через Чубаевку, к Люстдорфской дороге. Однако век этого маршрута оказался недолог.
Но вернёмся к предстоящему возвращению пятого маршрута в Аркадию. На ближайшие дни намечены окончание укладки путей, монтаж контактной сети, сооружение остановочных павильонов, пробный пуск вагонов, благоустройство прилегающей территории. Остаётся надеяться, что не будут забыты нормальные условия труда диспетчеров, водителей и кондукторов - помещение диспетчерской с туалетом и отдельной комнатой для обеда персонала.
Точная дата возобновления движения трамваев маршрута № 5 будет сообщена дополнительно.
Леонид БЕНДЕРСКИЙ.
На фото автора:
сооружение нового разворотного кольца;
прежние трамваи в Аркадии
(фото из интернета).