Номер 32 (1277), 28.08.2015

"МОЛОКА" НАМ - ДА ПОБОЛЬШЕ!

В Одесском культурном центре завершился Восьмой фестиваль театров "Молоко", собравший на одной площадке театральный "неформат" со всей Украины. Директор ОКЦ, организатор и куратор "Молока" Михаил Журавель снова угостил зрителя глотком экологически чистого, свежего театрального искусства. Программа была сформирована в гармоничном сочетании оригинальных любительских и профессиональных постановок, детских и "взрослых" спектаклей, сценического действа и уличных акций. А лучшие участники получили призы в виде симпатичных деревянных коровок. Профессиональное жюри в лице заведующего кафедрой театральной режиссуры Ровненского государственного гуманитарного университета Владимира Богатырева, директора Львовского театра имени Леси Украинки Алексея Коломийцева, директора Ивано-Франковского областного музыкально-драматического театра имени Ивана Франко Ростислава Держипильского, музыканта и карикатуриста Юрия Журавля, руководителя театра "Левитикон" Саввы Старковского отметило самых достойных, а публика выразила свои симпатии.

Как подчеркивает Михаил Журавель, сцена ОКЦ оборудована лучшими профессиональными театральными приборами ЕТS (США) и Delta (Италия), аналогами которых может похвастаться в Одессе разве что оперный театр. А других залов, оборудованных звуком системы "линейный массив" и большим стационарным RGB-экраном, в городе так и вовсе нет.

В день открытия "Молока" был показан спектакль "Солодка Даруся" по повести Марии Матиос (театр имени Ивана Франко, Ивано-Франковск), своеобразно воскрешающий трагические страницы нашей общей истории. Режиссер Ростислав Держипильский создал сценическую трилогию по Матиос, открывающуюся именно этим сюжетом.


Немая сельская девушка проживает на глазах публики и на фоне эпохи весьма грустную судьбу. "Солодка Даруся" получила приз зрительских симпатий, несмотря на то, что громкое аутентичное пение служит фоном для реплик персонажей и к антракту вызывает у части зрителей головную боль. Да и набили оскомину уже пассажи национального репертуара об изначально проклятой земле, деревне или хате. Может, хватит заниматься самопроклятиями, задумаемся лучше о том, что искушению безнаказанно творить зло поддаются во все времена носители самых различных идеологий, но виновата тут не та или иная идеология, а порочность человеческой натуры.

Первое место завоевало уникальное уличное действо ROOD (театр "Парадигмариум", Киев), мрачным антуражем и защитными костюмами участников напомнившее о неприглядности и неестественности войны, вражды. Второе место жюри присудило комедии классика польского театра абсурда Славомира Мрожека Strip-Tease, которую представил театр "Сонях" (Ровно). Тщетность власти денег, неспособной купить самое дорогое - семейные отношения, любовь, благодарность детей, явил спектакль "Месье Амилькар, или Человек, который платит" по Иву Жамиаку представила студия "Театральный проект" из Днепропетровска (третье место). С днепропетровцами эту ступеньку на пьедестале разделил поэтичный "Икар" (театр "Студия 5.1", Киев). Режиссер Валерия Демченко поставила этот сложнейший спектакль, который надо от начала и до конца на одном дыхании протанцевать, промахать крыльями, античность среды обозначена скупо и точно. Многое делают детали, например, скромная бутыль, оплетенная лозой, но главное, конечно, талант и рвение молодых ребят-актеров, представших в образах стремящегося ввысь юного Икара, его уже умудренного житейским опытом и потому вполне бескрылого Дедала, слепого поэта Гомера, благодаря которому герои сохраняют веру в мечту или гибнут... Отчаянная попытка юного мечтателя сотворить крылья для тех, кому хочется только ползать, казалось бы, обречена на провал, но стоит хотя бы одному поэту поверить в прогресс, и колесо истории вертится быстрее, крылья становятся крепче - выносит для себя зритель, увидевший "Икара".

Гран-при получил спектакль "Кастинг, или Кто хотел люстрацию?" в постановке Андрея Кирильчука (Ивано-Франковск) на тексты Жванецкого, Пелевина и других современных писателей. Хорошая литература - это уже половина успеха, да и в остальном авторы постановки не подкачали. Некоторая доля ненормативной лексики никому не помешала, ибо все крепкие выражения употреблялись по делу, оправданно.

"Кастинг - это универсальная ситуация нашей жизни, - пишется в аннотации к спектаклю. - Мы все так или иначе проходим определенный отбор, и вопрос в том, на что мы готовы пойти ради желаемых благ, где граница, за которой начинается компромисс с совестью и достоинством. На какие унижения и нечеловеческие поступки готов пойти человек, ради того, чтоб быть отобранным в "топ" общества. Автор спектакля предлагает каждому заглянуть в собственную душу и честно спросить себя о личные сделках с совестью. Рассматриваются цепляющие и спорные вопросы: какова "цена" человека, какими коварными могут быть торги за душу. Сюжет спектакля содержит в себе парадоксальную, обостренную ситуацию: протест героя против системы и становится тем самым товаром и брендом, который ищут рекрутеры системы; он проходит кастинг... Одной из главных проблем становится свойственная человеку подсознательная или сознательная уверенность, что массовое и модное - это лучше, правдивее, чем само естество. Ради получения высокого жизненного статуса в жертву приносится индивидуальность. Режиссер и автор компиляции вводит для углубления звучания этой проблемы, в частности мотив национальных меньшинств. Эта проблема до сих пор, по мнению режиссера, является острой в нашем обществе. Спектакль идет на двух языках: русском и украинском. Ситуация двуязычия в Украине исторически была в силе не одно столетие: польский это был язык, или русский, или какой-то другой, - ради получения высшего статуса общество всегда выбирало "правящий" язык".

Профессиональное жюри выставило "Кастингу" высокие оценки по всем десяти критериям, включая современное решение, способность выдержать конкурентное сравнение, актерские работы, актуальность проблематики, сценографии, режиссуры.

В последний день фестиваля была показана рок-опера DIVKA (театр имени Леси Украинки, Львов). Вот уж кто бы должен был получить приз зрительских симпатий, однако не хватило голосов, а может быть, и вкуса у публики.


Неожиданная интерпретация хрестоматийной "Наталки Полтавки" от самого скандального режиссера Украины Алексея Коломийцева (будет жаль, если ему все-таки придется покинуть львовский театр) может не понравиться разве что замшелым ретроградам. Как справедливо заметил, проводя в рамках фестиваля свой мастер-класс по театральной критике, замечательный столичный журналист Олег Вергелис, именно этот мастер, один из немногих в Украине, умеет создавать на сцене свою реальность, с уникальной системой координат, неприменимой ни в каком другом контексте. В мире этой "Наталки Полтавки" наших дней все герои носятся с досками, которые служат им и орудиями сельского труда, и денежными единицами, и даже меню в кабаке, и так далее, и тому подобное. Древесина свежая - это земная стихия, а в мечтах героев царят облака из пены белоснежной полиэтиленовой стружки. Небесное проникает в земное, например, во время сцен в хате главной героини, когда кучка белой пены превращается в муку, бережно просеиваемую через сито... Единственное "но" - вокалистка Олеся Котляревская в роли Аннычки (так в этой версии зовут Наталку Полтавку) не создает образа той женщины, из-за которой все в округе на уши становятся, ведь ослепительной красоты и гибкости юные актрисы балета завладевают вниманием прочно и до конца спектакля. Получается, что в постановке есть все, кроме убедительного главного образа, стержень конфликта становится шатким, а любовный дуэт с неприлично молодым для такой Аннычки Петром - неубедительным. В жизни, конечно, не такое бывает, но давайте не путать житейские частности со сценической реальностью, вот меру условности с деревом и полиэтиленом мы сразу принимаем, а по влюбленным сразу возникает ряд вопросов...

Где-то перекликается с идеей "Кастинга" обойденный наградами на "Молоке" спектакль Театра Перуцкого (Одесса) "Аз есмь тварь" современного украинского драматурга Виктора Понизова. "Действие происходит в Чистилище, и человек должен там раскаяться, - пишется в преамбуле к сценическому действу. - Но смысл не в том, чтобы найти самый большой грех, а в том, чтобы найти источник своих грехов - самый первый, который служит толчком для последующих, самых тяжких. Всего три действующих лица. Условно Хороший и так же условно Плохой и УОВэВэГэ - Условно Обобщенное Воплощение Ваших Грехов, проще говоря - жертва, наглядное пособие. Смысл пребывания в Чистилище - искреннее раскаяние. Ведь на том свете мы ни на секунду не задумываемся о том, как мы живем, что мы творим, думаем, что ТАМ нам все сойдет с рук...". Актерский дебют Александра Перуцкого в роли кающегося грешника, наверное, недостаточно убедил жюри, но, возможно, через год ему достанется какой-нибудь приз за новую работу, поживем - увидим.

Пора нашим театралам активнее подключаться к участию в "Молоке". На этот раз серьезную конкуренцию фестивалю составил впервые в этом году проходивший на нескольких площадках в центре города фестиваль "Зеленый театр" (тоже что-то почвенное, подлинное закодировано в названии). Конечно, он оттянул значительную часть публики, а может быть, и возможных участников, ведь кабаре "Буффон", театр "Встреча" являются украшением программ многих международных театральных фестивалей. Лучше бы разводить такие масштабные и интересные мероприятия во времени, чтобы публике не приходилось неделю разрываться между интересными событиями, а потом снова впадать в привычную скуку...

Виолетта СКЛЯР.

На фото Снежаны ПАВЛОВОЙ:
сцены из спектаклей "Солодка Даруся"
и "DIVKA".