Номер 37 (1477), 3.10.2019

СПЕЦЭФФЕКТЫ В ДОКОМПЬЮТЕРНУЮ ЭРУ

Сейчас не так уж трудно создать самые невероятные предметы и персонажей для игр и кинофильмов. При помощи компьютерной техники любые чудеса можно превратить в виртуальную реальность. А каково было создателям кинофантастики 30-40-50 лет назад? А ведь создавали, и какие спецэффекты! Помогали инженерная смекалка и мастерство. Мы хотим напомнить, как создавались фантастические иллюзии и нестандартные костюмы для некоторых популярных советских фильмов.

Старик Хоттабыч

В этой старой доброй комедии полным-полно чудес, которые создавал добрый джин Хоттабыч (его замечательно точно сыграл Николай Волков, в ту пору артист Одесского Русского театра).

Например, волшебные футбольные ворота, которые пропускали мяч по желанию джина, чтобы выиграла его любимая команда. На самом же деле ворота были сделаны раздвижными и перемещались на специальных рельсах. Кроме того, одну из штанг сделали попросту из резины, и в нужный момент рабочие, которые сидели в яме, тянули ее в сторону.


Многие зрители ломали голову, как по оживленным улицам Москвы могли пройти караваны животных, настолько правдоподобно выглядела эта сцена. А на самом деле звери шли по улицам Сочи, а вот виды московских улиц были сделаны с помощью комбинированных съемок, для которых разработали специальные кинокамеры и проявочную машину.

Кадры с ковром-самолетом частично были сняты на крыше тогда еще только строящейся гостиницы "Пекин", а частично с использованием рирпроекции. Заранее подготовленный фон крутился на огромном экране, а перед ним на тросах был подвешен ковер-самолет с актерами. Чтобы картинка была более объемной, в помещение запускали дым, имитирующий облака.

Мячи, летящие с неба на футболистов, были сняты с помощью обратной прокрутки кадров: режиссер дал каждому игроку по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх, а в фильме показано обратное движение мячей.

Вий

Чтобы создать главный пугающий эффекта фильма — полет гроба, придумали сложную конструкцию. Всего изготовили три гроба. В первом лежала умершая Панночка; второй, маленький, двигали при помощи веревок вручную и показывали в кадрах, где он пытался пробить магический круг.


Третий же подвешивался на шести металлических креплениях к потолку. Именно в нем Панночка летала по церкви, стоя во весь рост. В основание был вмонтирован металлический штырь, к которому актрису пристегивали специальным поясом. За спиной, под балахоном, закреплялась крепкая и жесткая опора.

На черных кошек, которые символизировали нечистую силу, надевали специальные шапочки-капоры с рожками. Животных пускали прыгать с возвышения и в прыжке снимали их тени на стене.

Все упыри и Вий создавались при помощи пластического грима, а костюмы были очень тяжелыми из-за пропитанных смолами и красками тканей. Веки Вия, не видевшие божьего света, откидывались на шарнирах, их попросту тянули за веревочки. Глаза предводителю нечисти монтировали из стекла со светоотражающей поверхностью.

Нечисть играли опытные цирковые артисты и спортсмены, поскольку только они могли передать нужные режиссеру движения в таких тяжелых и неудобных костюмах.

Чтобы злобная тряска Панночки выглядела устрашающе, актрису ставили на специальную вибрирующую панель.

Человек-амфибия

Подводные съемки этой картины проводились под контролем лучших специалистов-подводников. Перед этим они тщательно изучили фильмы знаменитого французского исследователя Мирового океана Жака Ива Кусто. Сперва его хотели даже пригласить в качестве консультанта, но на это киноруководство не выделило средств.

Специальная емкость, которая надевалась на объектив камеры и наполнялась рыбой, позволяла делать впечатляющие панорамные съемки с эффектом присутствия живности в море.


Многие водоросли были сделаны из крашеного поролона: его нарезали и привязывали к камням.

Актеры испытывали колоссальные нагрузки, так как работать приходилось с долгой задержкой дыхания. К примеру, Анастасии Вертинской, чтобы опуститься на дно, требовалось полностью выпускать воздух из легких, искусственно тонуть. Это очень тяжело, и аквалангисты проводили для нее специальные тренинги.

Костюм Ихтиандра, роль которого исполнил Владимир Коренев, состоял из тысяч чешуек, которые нарезались из кинопленки, красились и пришивались вручную.

Операторы в примитивных аквалангах везли камеры, помещенные в боксы, по специальным рельсам прямо в воду, чтобы максимально естественно снимать Ихтиандра. Осветительные приборы, которые не были достаточно защищены, в воде создавали опасность короткого замыкания, но все старались об этом не думать, ведь на первом месте стояла необходимость создать надлежащий эффект.

Гостья из будущего

Эффект стерильной чистоты и яркости комнаты, в которой находилась машина времени, достигался при помощи максимального освещения и белых обоев, которыми ее оклеили. Над оформлением пульта долго ломали голову, пока кого-то из декораторов не осенила идея использовать кубик Рубика. Это была невероятно популярная головоломка, которая символизировала соединение прошлого и будущего.


Только один кадр эффектного перемещения Коли во времени, который так впечатлил зрителей, художники делали месяц. Оптические элементы создавались в лазерной лаборатории, снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались вручную.

Футуристическое освещение Института времени сделали с помощью матовых коробов, которые были редкостью, а запутанность коридоров создавали, используя разные ракурсы съемки, поскольку декорация была очень маленькой. Но самым крошечным элементом оказалось здание института — макет высотой 50 см. Его подвешивали на тросах, соединяли с поляной, и на этом фоне разговаривали Коля и Вертер.

Летающие флипы, мечта советских школьников, были самым дорогим реквизитом. Пять машин изготовили в Литве, каждая из них стоила 5 тысяч рублей (почти как автомобиль "Жигули"). Кроме того, были сделаны маленькие, размером с игрушку, макеты флипов с куколками внутри — для дальних планов. Их подвешивали на проволоке к подъемному крану, выбирали фон и снимали.

Душераздирающим убийством робота Вертера актер Евгений Герасимов управлял сам. В блестящий костюм вставили пару металлических пластин с прикрепленными к ним пиропатронами. Актер нажимал кнопку, активирующую запал, и таким образом "поджигал" себя, пока пираты стреляли.

Лазерные лучи пиратов — самый простой спецэффект: это мультфильм.

Кин-дза-дза!

Именно со спецэффектами и техническими моментами было связано основное недовольство группы, так как что-то все время ломалось. Сама конструкция пепелаца терялась в пути, несколько раз горела. Декорации постоянно уничтожал пустынный ураган, а ракета, которая была сделана специально для съемок, взорвалась при запуске.


Пепелац соорудили из хвостовой части самолета, отделали пенополиуретаном и покрасили под ржавчину. Второй, маленький, макет летательного аппарата использовали для съемок полетов, он ездил по натянутой леске.

Когда один из американских режиссеров заинтересовался технической стороной вопроса и попросил рассказать ему, как именно сделан пепелац, постановщик картины Георгий Данелия ответил, что это секретная военная разработка, а не спецэффект: пепелац летает самостоятельно. По этому поводу режиссеру даже позвонили из Министерства обороны СССР и попросили прекратить валять дурака.

Специфические костюмы — плод фантазии съемочной группы. Сшить их на студии не успевали, поэтому в качестве "инопланетной" одежды использовалось белье фирмы "Заря", как следует потертое и покрашенное, а также вещи, найденные на помойке. Дополняли костюмы детали от старой формы летчиков. Например, головной убор, который носил чатланин Уэф (Евгений Леонов), — это часть панталон, гульфик летной формы на молнии.

Москва — Кассиопея. Отроки во Вселенной

Двухсерийная история о том, как пионеры покоряли космос, была очень популярной, а эффект невесомости, показанный в картине, удивлял зрителей. Специально для фильма был с нуля построен макет космического корабля, который вращался на 360°. Актеры подвешивались на тонком тросе, закреплялись ремнями и оставались на месте либо "бежали" навстречу вращающейся камере — так создавался полный эффект полета.


Для тех кадров, где не все актеры находятся в состоянии невесомости, использовались комбинированные съемки.

Машина роботов, которая ездила на монорельсе (на самом деле очень коротком), не имела самостоятельного управления и тянулась тросом, прикрепленным к автомобилю.

Линзы роботов, из-за которых казалось, что у них 8 глаз, были сконструированы специально для фильма и приносили сильные неудобства актерам. Из-за обратного эффекта линз все объекты четверились, что вызывало сильные головокружения.

Через тернии к звездам

Сцены невесомости в этом фильме создавали в бассейне, под водой. Это было связано с большим риском для жизни, потому что лампы, которые были заказаны специально для таких съемок, начали взрываться сразу после погружения.


Загадочную планету Дессу снимали в Таджикистане, в естественных декорациях: слоистые горы без растительности, просевшая из-за землетрясения земля и местная полуразрушенная теплостанция — все это было похоже на место техногенной катастрофы.

Планетоход, на котором космонавты исследовали Дессу, соорудили из гусеничного бронетранспортера и частей самолета.

Жутковатую биомассу, которая вырвалась из лаборатории клонирования, снимали в павильоне киностудии. Масса была сделана из жидкого теста и пожарной пены, а чтобы она двигалась и меняла форму, в ней плавали аквалангисты.

При подготовке статьи использованы материалы сайта "Профессионалы".