Номер 33 (778), 26.08.2005
Рак молочной железы одна из самых распространенных локализаций онкозаболеваний у женщин. Среди прочих локализаций РМЗ занимает 30%, при этом смертность достигает 16-18 процентов. По сведениям всемирной организации по охране здоровья (ВООЗ), за последние 60-70 лет наблюдается рост распространенности РМЗ во всех странах-членах ВООЗ.
Если перейти на язык фактов и цифр, то картина будет неутешительная.
Ежегодно РМЗ заболевают в мире 1 млн женщин (по сравнению с заболеваемостью аналогичной формой рака у мужчин, это 99 к 1).
Например, в 2000 году только в странах ЕС заболели РМЗ 216 тысяч женщин и умерли от этой болезни 79 тысяч.
Наивысший уровень заболеваемости приходится на Нидерланды (91,6 на 100 тысяч женского населения). Украина далеко не на первом месте, хотя за 20 лет показатель заболеваемости в Украине вырос с 22,6 случаев на 100 тысяч женского населения до 58,8 случаев на те же 100 тысяч (для сравнения взяты 1986 и 2003 гг.).
Сегодня в Украине регистрируется приблизительно 15,5 тысяч новых случаев заболевания РМЗ.
Еще большее впечатление производят цифры: ежечасное выявление рака молочной железы у двух женщин, и ежечасно от РМЗ страна теряет одну женщину (при этом 15-20 женщин погибают за один год, если считать с момента выявления заболевания!).
Как обстоит дело с заболеваемостью РМЗ в Одесской области? Если сказать по-простому, то обстоит плохо. Если, как мы писали выше, средний показатель заболеваемости РМЗ по Украине составляет 58,8 случаев на 100 тысяч женщин, то в Одесской области он достигает 83,1.
Показатели смертности тоже неутешительные: 30,8 в среднем по Украине и 39,0 по Одесской области. Таким образом, Одесса выходит на 1 место по Украине по заболеваемости и на 3 место по смертности.
Всего по Одесской области взяты на учет, например, к 2003 г., 1006 женщин с диагнозом РМЗ, а на профосмотрах выявлены 386 больных (то есть 38,4 %).
Но ведь известно, что самое главное в борьбе с онкологическими заболеваниями, это ранняя диагностика. При своевременном выявлении РМЗ можно гарантировать, практически, 100 % выздоровление.
А что показывает неумолимая статистика? С I-II стадиями заболевания на учете состоят 66 % заболевших, с III стадией 18,4 %, с IV стадией 28 %. То есть положение 28 % заболевших РМЗ женщин, к сожалению, практически, безнадежно. Очень сложно делать прогнозы о судьбе 18,4 %.
Эти цифры говорят также о низком санитарно-гигиеническом уровне знаний населения, то есть о низкой санитарно-просветительской работе; говорит также и о низкой онкологической настороженности врачей неонкологического профиля; и о недостаточной укомплектацией аппаратами УЗИ и маммографами.
А ведь рак молочной железы при достаточном внимании легче всего выявить (иногда даже пальпаторное исследование может и должно насторожить самого больного и врача).
Еще в 2001 г. приказом начальника управления по здравоохранению в Одессе было открыто маммологическое отделение на 60 коек. Но койки без достаточной оснащенностью аппаратурой это даже не пол дела.
Поэтому, когда благодаря программе компании "Ейвон" (АVON) "Розовая лента" 25 июля в Одесском областном онкодиспансере был открыт маммографический кабинет, это событие стало праздником для медиков-онкологов.
Выпуская косметическую продукцию для женщин, руководители компании "Ейвон" считают своим долгом заботится и о здоровье своих клиенток.
За 3 года существования программы "Розовая лента" компания бесплатно оснастила высокоточными немецкими маммографами онкодиспансеры Крымской республики, Киева, Запорожья, Николаева, Винницы и теперь Одессы.
(Кроме самих маммографов "Ейвон" дарит отличную проявочную аппаратуру).
Деньги на столь дорогие презенты компания получает с доходов от милых пустяков-сувениров розового цвета с эмблемой в виде розовой ленты. Это броши, мягкие игрушки, чашки, ручки, колье, скоро появится ложка "Розовая лента". Но благодаря этим пустячкам с 3 сентября 2002 года по Украине собрано уже свыше 3,5 млн грн.
А по всему миру 350 млн долларов США (больше, чем собирает на благотворительность любая компания мира).
Сотрудники "Ейвон" в основном тоже женщины они не просто с пониманием, а с энтузиазмом относятся к программе "Ейвон" против рака молочной железы. Компанию и ее программу поддерживают многочисленные общественные организации женщин. Компания ведет также большую профилактическую работу, выпуская сотнями тысяч яркие брошюры и буклеты, которые носят не только просветительский характер, но и помогают адаптироваться к жизни прооперированным женщинам. К этой работе привлечены и психологи, и врачи.
Если вы, дорогие женщины (а также и мужчины), увидите в продаже сувенир, украшенный эмблемой "Розовая лента", не пожалейте на него денег, внесите и вашу лепту в охрану здоровья ваших жен, сестер, матерей и дочерей. Помните, что даже маленькие дети принимают участие в программах, защищающих здоровье их матерей.
Елена КОЛТУНОВА.