Номер 11 (1305), 25.03.2016

ЗАКРИЧАТЬ... В ТАНЦЕ

На сцене Театра оперы и балета второй сезон идет балет "Крик" по роману Александра Зиновьева "Иди на Голгофу". Это уникальное представление существует пока только на наших подмостках, именно тут состоялась мировая премьера балета.

Музыка Сержа Упэна, Жерара Ванденбрука, Эрвана Меллека, Джованни Соллима, Анри Торга, Макса Рихтера, Петериса Васкса и Рихарда Вагнера стала локомотивом действия, часто подминая под себя вроде бы прописанную в либретто сюжетную линию - а музыка и должна быть сильнее слова. Тут все нормально...


Современный балет обращается к философской прозе, не прочитывая ее буквально. Конечно, странно было бы видеть танцовщика, жестами передающего содержание каких-то трактатов. Этого и не происходит. Из романа "Иди на Голгофу" взята прежде всего идея непохожести главного героя, поэта и проповедника Ивана Лаптева. Эта непохожесть вполне выражается в балете стилем партии этого героя - больше рваных движений, дерганых жестов, словно иллюстрирующих спор с самим собой. Прочие герои существуют на сцене в гораздо более ожидаемом формате, тут и отголоски бытовых танцев, от "яблочка" до танго. Философской подоплекой нагружается прежде всего образ главного героя, мятущегося молодого человека.

"Произошло страшное - человек разрушен, его почти не существует, - делился своей печальной догадкой в одном из интервью Александр Зиновьев. - Еще появляются на свет отдельные индивидуумы, но человек как некое целостное образование, как явление, оказывающее влияние на ход исторического процесса, более не существует... Надо начинать с нуля. Начинать с нулевого уровня - с создания нового человека. Человека цивилизованного, человека идеалистического, человека утопического, человека наивного, человека непрактичного, человека неэгоистичного, человека нерасчетливого. В мое время такие люди встречались, они были, мы видели таких людей. О таком человеке мечтали и писали Руссо и Локк, Гоббс и Декарт. Не может же быть, чтобы такой человек испарился бесследно! Я вижу единственную надежду для человечества в том, что появится новый человек. Я надеюсь на чудо рождения этого нового человека. Ведь все эти годы шла непримиримая борьба людей практичных, деловых, расчетливых, жестоких, эгоистичных против всего доброго и гуманного, что есть в нас с вами. Я очень хочу, чтобы новый человек выжил, это моя самая заветная мечта. Если он не выживет - человечество не выживет".

Вот именно такого человека попытался вывести на сцену постановщик "Крика" - ведущий солист Большого театра, заслуженный артист РФ и Республики Северная Осетия-Алания Андрей Меркурьев. Он же исполнил главную партию на премьерных спектаклях, теперь она поручена Станиславу Скрыннику и Дмитрию Шараю.

Меркурьев работал с прославленными хореографами Начо Дуато, Джоном Ноймайером, Аллой Сигаловой, Алексеем Ратманским, Уильямом Форсайтом, Матсом Эком и другими, что весьма чувствуется в разнообразии хореографических приемов "Крика".

- Меркурьева я знаю очень хорошо, это один из танцовщиков мирового уровня, - констатирует главный балетмейстер ОНАТОБ, заслуженный артист России Юрий Васюченко. - Каждое его движение насыщено мыслью. В нашем репертуаре как раз не хватает современной хореографии, я рад, что современная постановка теперь у нас появилась.

- Благодарю театр, который позволил мне дебютировать здесь в качестве молодого балетмейстера, - говорит Андрей. - Получив предложение сделать балет по роману, я подумал: "Почему бы и нет?". Я не пытался дословно передать смысл каждой главы романа Александра Зиновьева, а лишь создавал образ человека, навеянный этим романом, эпохой, ситуацией, пытался разгадать "героя нашего времени". Хочу, чтобы каждый зритель мог прочувствовать и вытащить этот образ из себя, увидел какую-то свою картинку.

Неблагодарное дело цитировать балетные либретто, но попробуем: "Рассвет. Город пробуждается. Кто-то выходит на утреннюю зарядку, а кто-то просыпается, лежа прямо на детской площадке. Наш герой поражает своей непохожестью на других. Его тонкая духовная организация, восприятие мира, идеи и мечты никак не совпадают с восприятием жителей города, его бесшабашными друзьями - даже они высмеивают его. ОН не вписывается в обычный расклад жизни этого города. В тот момент, когда его друзья развлекаются с девушками и смеются над нашим героем, ОН все больше уходит в себя, пытаясь защитить свою душу, сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА. ОН начинает вести диалог со своим внутренним Я, со своим АНТИПОДОМ, надеясь найти гармонию и договориться с самим собой, со своей совестью. Но и с АНТИПОДОМ ОН не находит понимания. Двое неугомонных друзей прерывают его мысли и предлагают присоединиться к их веселью. Появляется та, которую ОН боготворит. Он называет ее Богиня. Впервые он решается вступить с ней в разговор, но это длится недолго. Она уходит с другими, выбирая более простые пути, более привычную для нее жизнь. ОН понимает, что ОНА разрушила его идеал..."

Либретто, конечно, не раскрывает происходящего на сцене, а если его перед просмотром не читать, воспринимать танцевальные номера как вполне абстрактные переживания, выраженные языком современного балета, впечатление не становится менее гармоничным. И тогда Антипод воспринимается скорее как протагонист, соперник, а женский персонаж, не разрушая ничьих идеалов, пытается разобраться прежде всего в своих чувствах (ведь не обязана женщина полюбить конкретного мужчину только потому, что он придерживается неких философских воззрений, так ведь?). Богиню нашего героя танцуют заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова, Екатерина Кальченко, Татьяна Афанютина, Антипода - заслуженный артист Украины Сергей Доценко, заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный, Святослав Квачук. Полуторачасовая постановка в качестве музыкальной основы приобрела весьма аккуратно сшитое "лоскутное одеяло" из произведений разных композиторов, что не делает впечатление от постановки менее цельным. Ценителям балета новая постановка оказалась небезынтересна (хотя в целом публика осторожно присматривается к балету, привыкает к хореографическому языку, до сих пор нечасто появлявшемуся в контексте местных постановок). Ее высоко оценивает хранительница творческого наследия Александра Зиновьева - Ольга Зиновьева, руководитель Международного научно-образовательного центра имени А. А. Зиновьева в МГУ имени М. В. Ломоносова, почетный наставник Аугсбургского университета:

- Весь этот драматический, гигантский салют мысли доступной выражен на балетной сцене. А теперь я мечтаю, чтобы Андрей Меркурьев сыграл в кинофильме по роману "Иди на Голгофу". Возможно, эта мечта Ольги Мироновны когда-нибудь и сбудется, во всяком случае, опыт работы на драматической сцене у Меркурьева уже есть.

Балет "Крик" на одесской сцене пока находится в ожидании массового зрителя, которого он, безусловно, достоин, постановка это этапная, возможно, открывающая дорогу многим другим, отличающимся от привычных прочтений классики. Конечно, классика хороша и надежна, но посещение современного балета может подарить немало ярких впечатлений.

Мария ГУДЫМА.

Фото Юрия ЛИТВИНЕНКО.