Номер 24 (1219), 27.06.2014

Расчетливый BarBoss,
или Как я работала официанткой

Эту профессию многие считают "непыльной", не требующей особых способностей. Подумаешь: принял заказ, отнес повару, принес блюдо клиенту. И учиться тут нечему.

Так рассуждала и я, пока волею судьбы не оказалась в руках с подносом, блокнотом и ручкой. И обнаружила, что официант - совсем не такая легкая и простая работа. Более того, у официантов есть правила, о существовании которых мы совсем не задумываемся. За всем этим внешне несложным процессом стоят реальная умственная работа, мастерство и ловкость.

Первое, на что я обратила внимание, - насколько важно официанту иметь опрятный вид. Как-то моя коллега пришла совсем не в форме, волосы были взъерошены, блузка слегка помята. Девушка проспала и впопыхах побежала на работу. Я была неподалеку от столика ее клиентов и, как только она приняла заказ и ушла, услышала их разговор:

- Она хоть себя со стороны видела?

- Ужас! А еще приличное заведение, где они таких официантов берут?!

- Да, уж с такими официантами нет настроения долго тут пребывать.

Как рассказала позже мне моя коллега, чаевых ей не оставили вообще. Хуже того, в конце дня к ней подошел администратор и сообщил, что снял с нее премию. Ибо клиенты, разговор которых я слышала, были VIP-клиентами, и когда администратор подошел к ним узнать, все ли им понравилось, они сразу же рассказали о жутком внешнем виде официантки.

- Официант - лицо заведения, а ты лицом нашого заведения ударила в грязь, - безжалостно констатировал администратор.

Второе правило, которое я для себя вывела: очень важно знать меню. Чтобы не вышло, как в анекдоте:

- У вас есть рыба?

- Нет.

- А мясо?

- Нет.

- Ну а овощное рагу?

- Тоже нет.

Мужчина ушел. Вдруг его догоняет официант и говорит:

- Сэр, я вам забыл сказать, что запеченной утки у нас тоже нет.

Важность этого знания я проверила как на личном опыте, так и на опыте своей коллеги Марии, с которой мы одновременно устроились на работу. Это был второй наш рабочий день. Меню я и она еще толком не знали. Она знала по чуть-чуть обо всем, а я выучила досконально только одно - виды кофе:

- Девушка, у вас есть тирамису? - спросила Марию клиентка.

- Наверное, нет.

- Как это, наверное? Вы не знаете?

Мария растерялась и сказала:

- Ну точно я вам сказать не могу, я только недавно устроилась. Я могу узнать.

- Меня не интересует - когда вы устроились, меня интересует мой заказ, - клиентка явно была не в духе и добавила, - понабирали тут всяких.

Более того, важно разбираться самому в меню, чтобы подсказать клиенту, какое блюдо из двух лучше; приблизительно как в этой старой шутке:

- Официант, почему у этого рака одна клешня?

- Он подрался в котле с другим.

- Подайте победителя!

Мне в тот раз повезло больше, ибо, когда я подошла к своему клиенту, то смогла ему подсказать, какой кофе лучше выбрать. И когда забрала счет, то приятно удивилась размеру чаевых. Так что на следующий день я знала меню почти что в совершенстве.

Также важно умение поддержать разговор и быть интересным собеседником. Ведь в кафе и рестораны приходят самые разные люди - от инженеров до миллионеров. И от обаяния официанта зависит многое, в том числе и размер чаевых.

- Какой приятный персонал, мы придем сюда еще раз, - говорят клиенты, довольные качеством обслуживания.

Еще официанту, прежде чем подать блюдо, важно посмотреть, не случилось ли чего с ним за то время, когда он его нес, чтобы не вышло, как в еще одном анекдоте:

- Гарсон, что за насекомые копошатся в моем салате?

- А разве мосье никогда не слышал о витаминах?

Кроме того, важно уточнить заказ:

- Сестрица, вина и фруктов.

- Точнее, братец, - холодно отозвалась официантка.

- Сто грамм и огурец.

Третье правило, которое я вывела для себя, - выносливость.

- Ты растяпа, - сказал наш администратор Игорю. Парень работал двое суток подряд, устал и, случайно поскользнувшись, вылил суп на клиентов. - Премии ты не получишь, а, если и дальше будешь ходить с таким сонным видом, наше сотрудничество скоро закончится.

Поскольку часто смена длится более восьми часов, а то и сутки, официанту нужно вести здоровый образ жизни и соблюдать режим дня. Кстати, ученые подсчитали, что за смену официант набегает свыше 25 километров пути и переносит около двух тонн груза!

Четвертое правило - это внимание к клиенту. Тут очень сильно влияет политика администрации заведения. Например, в том кафе, где работала я, официантов штрафовали, если более пяти минут на столе у клиента находился пустой бокал, лишняя посуда или грязная пепельница. В итоге я так привыкла часто менять пепельницы, что, когда подошла к столику очередных клиентов, пепельница была еще чистая, они даже не успели струсить пепел.

- У нас еще чистая, - сказали парни, рассмеявшись.

- Ничего, я все равно поменяю.

В итоге парни стали нашими постоянными клиентами, а чаевые у меня по их доброй воле были очень даже неплохими.

Пятое правило: официант должен обладать хотя минимальной финансовой и компьютерной грамотностью. Нужно уметь считать, это понятно, а вот компьютеры тут при чем? Дело в том, что многие заведения уже давно ушли от расчета стоимости заказа вручную и считают на специальном аппарате с помощью программы, которая в моем кафе называлась BarBoss. В этой программе за каждым официантом закреплен определенный стол, нужно только выбрать его номер, чтобы посчитать стоимость заказа. Главное, не запутаться в действиях и последовательности, иначе можно самому "влететь в минус".

- Э, откуда штраф? - спросила я у администратора.

- А ты не думала, что кухню мы считаем по другим ценам?!

- В каком смысле?

- А в том, что в баре одни цены, а заказ горячих блюд ты должна списать на кухню.

- И что теперь?

- Теперь у тебя недостача 200 гривен, и выплачивать ее будешь ты. Надо было оформлять через другой режим.

С тех пор я очень внимательно считала стоимость заказа и очень хорошо изучила программу BarBoss.

Вот так, на личном опыте я поняла, что вроде как простая и несложная работа официанта таит множество подводных камней. И назвать ее легкой никак не получается.

Анастасия СТЕПАНЕНКО.