Номера 1-2 (1533-1534), 18.02.2021
Тридцать лет — и солидно, и молодо.
Много хочется вам пожелать:
Вы на фоне душевного голода
Продолжаете нас "окормлять".
Я газету родною считаю,
С интересом пишу и читаю:
Это остров для мыслей и мнений
Четырех (нет, пяти!) поколений!
Потому тридцать лет — и солидно, —
Этих лет стоит век или два, —
И так молодо, что не обидно,
Что седеет слегка голова...
Это слегка измененные строки, написанные к 20-летнему юбилею "Порто-франко". Никому не писала я в дни рождения столько искренних стихотворных строф, как редакционному коллективу газеты, с которой сотрудничаю больше половины времени ее существования. Мои "Ода на совершеннолетие" и праздничный акростих, "юбилейное" и "не-юбилейное" всегда задумывались в лёгком, мадригально-водевильном ключе, но неизменно переходили на более серьезную ноту — признания роли газеты как добросовестного летописца бурлящей переходной эпохи. В ней потонули многие подобные "независимые" яхты, фрегаты и корсары, не говоря о рыбацких лодках партийных изданий-однодневок. Не выдержала натиска времени даже главная официальная газета города — "Одесский вестник"...
А "Порто-франко", оставляя за кадром все материальные и моральные трудности, стабильно и своевременно выходит к своим читателям. Многим своим ровесникам газета дала профессиональный и творческий старт, позволив насладиться сначала своим именем на ее страницах, а потом радостью от читательского признания.
Что до меня, путь мой в этой профессии был другим...
Я долго лавировала между двумя ипостасями своей личности, но зачастую коллеги-учителя видели во мне журналиста, а коллеги-журналисты — педагога. Работала в разных изданиях под всевозможными псевдонимами — в официальной и развлекательной периодике, "глянце", политике, редактировала короткое время литературно-художественную газету, но истинное удовлетворение всегда доставляло сотрудничество именно с "Порто-франко".
Мои маленькие кружковцы из Дома творчества были в свое время авторами "Детской странички", а юные журналисты постарше пытались выразить свои взгляды в рубрике "Молодежь". По идее А. Галяса мы воплотили в жизнь проект "Театр журналиста" и выступали с нестандартными постановками в школах, гимназиях, библиотеках. Необычность их была в том, что, начиная спектакль согласно публицистическому тексту, предполагающему разные взгляды на заданную тему, ребята незаметно втягивали в дискуссию собравшихся зрителей. Интересно, что журналистский путь в те годы выбрали не только четыре моих воспитанницы, но и одна мама, которая поначалу просто привела в кружок своего сына-третьеклассника.
И если учитель счастлив успехами своих учеников, то журналист счастлив незабываемыми встречами, воплощенными в очерки, интервью, зарисовки...
Сергей Андреевич Андронати, академик НАН Украины и депутат первого "перестроечного" Съезда народных депутатов СССР, его раздумья о М. Горбачеве и наивных чаяниях тогдашней научной интеллигенции...
Алексей Васильевич Косарь, человек удивительной судьбы, младший сын раскулаченного "врага народа", впоследствии журналист, увидевший весь мир в прямом смысле — из "кругосветки", рождённый 1 мая 1918 года вместе со страной, которую пережил, понял и полюбил, хотя имел все основания ненавидеть...
Очевидцы истории для меня также и основатели этой газеты, с их энергией, опытом самых ярких лет одесской журналистики, максимализмом и идеализмом 1990-х, давшим название и импульс наследнице молодежной прессы. Люблю читать рубрику Аркадия Рыбака "Вокруг света". Сейчас это просто главы из его новых и новых книг. А лет 30 назад были искренние намерения указать одесситам путь из хаоса, в который провалились обломки страны, возродить опыт свободной экономической зоны — порто-франко, исторически оправдавший себя когда-то и, возможно, спасительный нынче...
Уходит поколение, уходят мои герои, обновляются офисы, а мне вспоминается в редакции старый шкаф. Сейчас уже я его не вижу, но на полках того, что остался, — прежнее причудливое смешение старых, зачитанных и пожелтевших, и новых, зачастую мало кому известных книг, печальная иллюстрация перехода от "самой читающей" страны к "самой пишущей", в которой все меньше слышат друг друга, а лишь самого себя... Когда-то и в этом шкафу отделят так называемую "макулатуру" от "постмодерна", и мне будет жаль. Остались в памяти строки, которые так и называются — "В старом шкафу в редакции":
Рядом с Горбачёвым и Лубковичем — Китик и китайский автор Син... Цепким взглядом, будто средством моющим, протираю переплет один. Времени волнующие тени, блик мерцающих ушедших лет, тени всех упавших на колени, тусклый свет космических ракет... Нет! В таком спрессованном объеме — столько переплётов, как судеб! В каждой тонкой книжке, в каждом томе — зрелища и очень горький хлеб.
Последнее время мое имя появлялось в газете чаще всего на литературных страницах. По заказу редакции газеты к годовщине освобождения Одессы я написала поэму "Старый том", которая дала название поэтическому сборнику. Иллюстрации Алексея Костроменко к этой поэме (его чудесные коллажи — ещё одна причина, по которой хочется листать и пересматривать любимые порто-франковские страницы) вдохновили меня на создание новой книги, только что вышедшей из печати.
Спасибо тебе, "Порто-франко", за то, что ты есть. Будь!
Вы, как стайер, уверенным темпом
На дистанции рыбой в воде
Ощущаете времени ленту
В нашей неоднозначной среде.
Под ногами не выбить фундамент,
С ног не сбить бестолковым ветрам:
Вы уверенно будете с нами
Столько лет, сколько хочется вам.
Тонет, канет во времени пресса:
Не бумагу прессуют, а нас.
Но не будет Одессой Одесса,
Если город проснется без вас!
Ирина ДЕНИСОВА.
P. S. В начале нынешнего года у Ирины Денисовой вышел новый сборник стихов "13-е. Пятница. Дорога", несколько стихотворений из которого мы предлагаем вниманию читателей.
* * *
В музее имени меня
Висит костюм стального цвета:
Ведь посвящен ему, звеня,
Один из трёх венков сонетов.
В музее имени меня —
Ночник на батарейках — кошка —
И самоделки — босоножки,
Что в детстве делала два дня.
В моем музее — полумрак.
Я в жизни тоже так любила:
Все связи внешние гасила
И сутками мечтала так.
На полках — книжный разнобой,
Очки из магазина "Трёшка",
Листвы засушенной немножко
И письма, полные тобой.
И если Высший суд решит
От ада выдать мне отсрочку,
Я отыщу в музее строчку
На исправление души.
* * *
Карта неба... Облаков материки,
Острова и синие озера.
Мысли от земного далеки
От непостижимости узора.
Стряхивая сполохи тоски,
Запрудившей душу до упора,
У небесной отдохну реки,
Потому что возвращаться скоро.
Восходя и снова нисходя,
Наблюдая и преобразуя,
Многое произношу я всуе,
Рубикон какой-то перейдя.
Господи, прости, что вновь рискую.
Не оставь заблудшее дитя...
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
В странном мире, где лицо закрыли маски,
Где все чаще превращаемся в зверей,
Эта яблонька — как будто бы из сказки,
Будто просит: отряхни меня скорей.
В центрифуге поломавшегося мира,
Где коллайдер ценен более, чем жизнь,
Слышу голос то природы я, то лиры,
Заменивший твое "Будь" или "Держись".
И сегодня, в светлый день Преображенья
На Фаворских склонах яблоки стряхнув,
Попрошу нам благодати и терпенья,
Может, снова в ком-то веру всколыхнув.
13-е. ПЯТНИЦА. ДОРОГА
Отрывки из венка сонетов
Куда-то убегает магистраль,
Спеша за мыслью в дней круговороте.
Я размышляю о своей работе...
Мне потерять ее почти не жаль.
Низведена до уровня обслуги
Учительства высокая стезя:
Не корабли мы — жалкие фелюги...
Нет, даже с лодкой сравнивать нельзя, —
Обломки, щепки в данном море жизни
На совести и нравственности тризне,
И болью отзывается тревога:
Униженность, истории забвенье,
Самообман и самообольщенье
Зачем вдали, скажите ради Бога?
Зачем вдали, скажите ради Бога,
Безумье мирового колпака,
Зачем конфессий нынче слишком много,
А к истине дорога далека?
Предсказано, доказано, открыто,
Предупреждали, — мир вооружен!..
Но трудно оторваться от корыта,
И падает с орбиты в пропасть он.
А внешне — все забавно и красиво,
Огни переливаются игриво —
И что тебе до тленности печаль?
Ведь каждый год "дымится сад чудесный",
И впереди, как много лет известно,
Всегда одно: такая ж точно даль...
Всегда одно: такая ж точно даль?
Да не такая, в том-то все и дело.
В какой-то век — гони чугун и сталь,
В какой-то — душу продавай и тело...
Нет-нет, постой... В эпоху чугуна
Душа и тело продавались так же.
А как людей проверила война?
И не одна война — стихия даже,
Любой пожар, Беслан, Чернобыль, "Курск" —
КАК каждый поведет себя на грани?
Во тьме грехов, страстей своих тумане
Проявится нутро при слове пуск.
ЕСТЬ после жизни жизнь! — спроси у Бога.
И не достичь незримого порога.
И не достичь незримого порога,
Как не вернуться на Земле туда,
Где все большое, где всего так много,
Где любят — в свои детские года,
Где мама — молодая, папа — сильный,
Где старшая сестра несёт портфель,
Где в огороде вишни так обильны,
А в книжке нарисован коростель,
Где, встав с постели, слушаешь пластинки,
С них сказки льются, как с ковра — картинки,
Где мамин завтрак стынет на столе —
Не дозовутся: сказки интересней!
А помнишь песни? — это были песни,
Где небо прикасается к земле!
...Все время возвращая нас в сейчас,
Нам предлагают планку или выбор,
Проверив нас вопросом детских глаз,
Случайной встречей, вечным либо/либо,
Карьерой, славой, деньгами, бедой,
Неправдой, правдой, голодом, свободой —
И надо взять барьер и принять бой...
Но и отказ от боя — поиск брода!..
И выбор нравственный всегда за нами,
Чтоб отодвинуть судный час и день,
А лучше — разогнать над нами тень,
Сгустившуюся черными клубами,
Чтоб избежать смертельного порога...
...13-е. Пятница. Дорога...