Номер 22 (1267), 19.06.2015

ПОКА ЕЩЕ КНИГИ В ПОЧЕТЕ

По данным опроса, среди 2293 интернет-пользователей, представляющих активную аудиторию Рунета, наиболее востребованными текстами являются новости, текущая информация о событиях в стране и мире (их читают 77 % опрошенных), художественная литература, мемуары (51 %), тексты, связанные с профессией, специальностью (49 %) и различными хобби, увлечениями (43 %), словари, энциклопедии, справочная и учебная литература (40 %), тексты, посвященные вопросам повседневной жизни людей, таким, как мода, кулинария, здоровье, уход за собой, практическая психология, обустройство дома (39 %), публикации научно-популярного (34 %) и общественно-политического (34 %) характера. По мнению 69 % опрошенных, текстов, которые им нужны и интересны, сегодня публикуется достаточно. Напротив, 23 % отмечают дефицит таких материалов.

Собственная библиотека остается характерной чертой домашнего интерьера пользователя Рунета - 44 % участников опроса имеют в своих домах более сотни, а 17 % - более тысячи бумажных книг, которые можно отнести к художественной литературе.

Новые форматы художественной литературы - электронные и аудиокниги - пока уступают традиционному (около 49 % опрошенных не имеют у себя дома ни одной художественной аудиокниги, 19 % - ни одной электронной книги, в то время как обычных книг лишены только 2 % опрошенных). Однако процесс замещения печатного слова аудиокнигой, похоже, имеет перспективы. По крайней мере, первый рубеж уже достигнут: мини-библиотечку, насчитывающую около десятка аудиокниг, имеет почти каждый третий пользователь Рунета.

Однако наличие домашних библиотек само по себе не свидетельствует о непреодолимой тяге к чтению. За последний год 88 % опрошенных читали в бумажной или/и в электронной версии какие-либо произведения художественной литературы, но среди них 53 % прочитывали не более одного, 27 % - от двух до четырех, и только 20 % - более четырех произведений художественной литературы в среднем за месяц. В те дни, когда пользователи Рунета читают произведения художественной литературы, 39 % уделяют этому занятию менее часа, 45 % - от 1 до 3 часов, и только 13 % читают более 3 часов.

Аудиокниги, как форма пассивного чтения, пока не в состоянии изменить ту пропорцию читательской аудитории, которая сложилась вследствие чтения обычных книг. За последний год лишь 39 % опрошенных слушали аудиокниги с какими-либо произведениями художественной литературы, радиоспектаклями, но среди них 80 % прослушивали не более одного, 14 % - от двух до четырех, и только 6 % - более четырех художественных произведений в среднем за месяц. В те дни, когда пользователи прослушивают художественные произведения, 16 % уделяют этому занятию менее 30 минут, 45 % - от 30 минут до 1 часа, и только 34 % - более 1 часа.

Не более 8 % пользователей в последний год проигнорировали встречу с художественными произведениями. Главными причинами этого послужили нехватка свободного времени (58 % от числа не читавших беллетристику), отсутствие интереса к беллетристике (22 %), наличие всей нужной информации в СМИ (20 %), общая нелюбовь к чтению (11%), отсутствие интересных авторов (11 %), отсутствие денег на покупку книг (7 %).

Среди пользователей, читавших в прошедшем году художественную литературу, около 40 % покупали книги в обычном магазине, ларьке, на книжном рынке, а 21 % - в интернет-магазинах. Большинство же читателей скачивали тексты или/и аудиофайлы из интернета бесплатно (68 %) или читали в интернете онлайн (35 %). Около 57 % пользовались книгами из своих домашних библиотек, 17 % брали книги в публичной библиотеке, библиотеке вуза, организации, 16 % - у своих знакомых, а 15 % получали книги в подарок.

В лидерах читательских предпочтений оказались детективы и боевики (42 % от числа читавших беллетристику), произведения исторического и военно-исторического (40 %), авантюрного и историко-приключенческого (29 %) жанров, научная фантастика (39 %) и фэнтэзи (36 %). Среди возрастных различий достойна упоминания лишь несколько большая склонность респондентов старше 30 лет к чтению детективов и боевиков, исторических и военно-исторических романов, художественно-документальных произведений, мемуаров и биографий.

Помимо произведений художественной литературы в последний год пользователи Рунета чаще других читали учебные пособия, справочную литературу, словари, энциклопедии (55 %), специальную, профессиональную литературу (54 %), книги по домашнему хозяйству, приусадебному участку, полезные советы (43 %), научно-популярные книги по истории (29 %), о природе, путешествиях, открытиях (28 %), книги о красоте, здоровье, практической психологии (29 %), общественно-политическую литературу, публицистику (23 %).

Подготовлено по информации Subscribe.Ru.