Номер 45 (1240), 21.11.2014
Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени Васыля Васылько показал премьеру фантастической комедии Стефана Кшивошевского "Шинкарка". Жанр из наиболее востребованных временем, как ни странно, на первый взгляд. Трагические события нашей сегодняшней реальности сделали неинтересными сценические мрачные страсти и поиски смысла жизни. Так называемая "новая драма" в считанные дни безнадежно устарела, к тому же матерная брань с подмостков не устраивает, как выяснилось, решительно никого: ни публику, ни исполнителей. Думается, зритель уже не захочет "заглядывать в бездну, как в зеркало своей исполненной грехов души", и пощекотать себе нервы жуткими сценами в театре уже не получится. Надобно что-то другое, о жизни, о любви, чтобы было на что опереться...
- Я недавно приболел, сидел дома, смотрел телевизор и возненавидел его, - признался режиссер "Шинкарки" Игорь Равицкий. - Мне захотелось свежего воздуха, и надеюсь, что зрители тоже смогут на моем спектакле отдохнуть. Все действие происходит в трактире; оригинал пьесы носит название "Черт и шинкарка", но мы решили, что главная здесь - она, шинкарка, сложная, противоречивая. Черт есть, только она берет верх. Это красивая сказка о любви, о женской привлекательности и женских хитростях. Мы будем постоянно дорабатывать этот спектакль, репетирует второй состав, и пока не все воплощено, что задумано. Мы попытались соединить несколько различных жанров вплоть до буффонады.
Сценографию создал киевский художник Александр Друганов, который оформил в Одессе на этой же сцене уже четыре спектакля лауреата Шевченковской премии Дмитрия Богомазова, и это первый опыт, когда пришлось придумывать так много костюмов для действующих лиц в рамках одной постановки. Сам Богомазов планирует продолжить сотрудничество с васыльковцами тоже, обсуждаются конкретные авторы, названия.
А когда начался пресс-показ, первые зрители испытали широчайшую гамму чувств - без восхищения воспринимать спектакль просто невозможно... Авторы "Шинкарки" словно раздвинули зеркало сцены, не перегружая пространство лишней мебелью, изменяя его при помощи видеопроекций на белом заднике и кулисах. Конечно, первая постановка этой забавной польской комедии, состоявшаяся в Одессе в первый сезон украинского театра (1925-26), была совершенно другой. Пьесу нашли в архивах и порадовались: материал качественный, интрига лихо закручена, язык хороший, образный, с вкраплениями милых полонизмов вроде "уфрызованых", то есть завитых волос. Современные театральные приемы, которые далеко не исчерпываются писаными декорациями и живой музыкой, позволили подать эту удивительную историю достойным образом: фон постоянно меняется; причудливо мелькают то слащавые парочки с ретрофотографий, то лубочная усадьба с плывущими по пруду лебедями, а то и вовсе пляшущие кактусы в пустыне (мексиканские страсти требуют соответствующего антуража!).
И с музыкой так же: маленький оркестрик исполняет бравурные мелодии, но можно и включить транзистор, который пропоет "В шумном зале ресторана...", в нужный момент невесть откуда раздастся голос Элвиса Пресли, который попросит "любить его нежно", ну и не обойдётся без мелодичных польских песенок про "корчмаречку мальовану". Эклектика и в костюмах, которые местами имеют очень отдаленное отношение к сельскому старопольскому быту, но ведь и персонажи необычные у нас, временами нереальные...
Суть конфликта в чем - силы зла хотят соблазнить красавицу шинкарочку, молоденькую вдовушку, выходящую замуж за цирюльника. Видите ли, она собирается быть верной женой, да разве ж чертям это угодно? Умная женщина, наставляет ватагу чертей их предводитель (заслуженный артист Украины Павел Шмарёв), сама дорогу в ад найдет, а дуре надо показать... И начинается укрощение добропорядочной...
Прямо на свадьбе воду мутят чертяки, особенно тот, кому поручено совратить Касю (заслуженный артист Украины Яков Кучеревский), и его хромоногий "ассистент", помешанный на преувеличенной эффективности настоя любистка, после приема которого почему-то начинает плеваться блестками (Валерий Швец). Чертовски изобретательный и чертовски привлекательный соблазнитель так обхаживает молодку, как ни один смертный не смог бы, чего только ни выдумает... Чтобы Касины домочадцы, муж и сваты не мешали черному делу, их щелчком пальцев повергают в ступор. А новоиспеченного супруга, красавчика Бонифация (Евгений Юхновец) отвлекает своими чарами и срочно требующими укладки локонами (он же цирюльник, его задача делать так, чтобы волосы вельможной пани были "уфрызованы") роскошная дьяволица (Ирина Бессараб) - это красота, этот зловещий хохот, эта соблазнительная пластика!.. Мизансцена выстраивается на краю сцены, чертовка болтает ножками и едва не задевает зрителей первого ряда кудрями, а Бонифаций, словно завороженный, приникает к этим дивным волосам, попадается в сети.
Но все-таки самая очаровательная и сокрушительно прекрасная здесь - шинкарка Кася (заслуженная артистка Украины Ольга Петровская). Так влюбит в себя хоть самого циничного черта, так сумеет поставить на своем, ну будто мастер-класс дает. И хоть все без исключения актрисы в нашем украинском театре красивые, харизматичные, талантливые, в другом составе "Шинкарку" сложно представить. Репетирует роль Каси Нинель Наточа, которая в первом составе играет ее свекровь, жеманную пани с красотой холодноватой, царственной. А Кася Петровской - женщина из народа, простая труженица, хозяйка подворья, способная вместе с работницами отправиться на речку стирать белье. Широкая улыбка, стройный стан, милое сельское кокетство и постепенно открывающийся недюжинный ум, рассудительность укрощают черта и всю адскую гоп-компанию. Главный чертяка (Павел Шмарёв), устранившись от прямого участия в конфликте, появляется на экране белого задника, аплодируя каждому удачному ходу дьявола-соблазнителя (Яков Кучеревский). Но ближе к финалу мы видим его растерянность, он сконфужен, потирает за ухом и явно завидует хромоногому любителю любистка (Валерий Швец), которому доверено остаться сторожем при шинке, так близко к прекрасной шинкарке. Поскольку работа над спектаклем еще не закончена, по заверению Игоря Равицкого, стоит ходить на него время от времени, наслаждаясь новыми нюансами, которые будут открывать в этой удивительной истории постановщик и артисты.
Мария ГУДЫМА.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО
и Леонида БЕНДЕРСКОГО.