Номер 40 (1235), 17.10.2014
Несмотря на сложные времена, организаторы Международного джазового фестиваля Odessa Jazz Fest сочли, говоря словами пианиста и композитора Юрия Кузнецова, "что иногда надо улыбаться сквозь слезы". И праздник джаза состоялся.
К большому сожалению, на этот раз в программе не было российских джазовых звезд, но будем надеяться, еще увидим и услышим на фестивальной сцене оркестры Кролла, Гараняна, валторниста Аркадия Шилклопера и прочих любимых музыкантов. Дал старт фестивалю концерт джазовой импровизации в Городском саду "Джаз и не только". В ротонде Горсада выступали музыкальный кооператив "Деньги вперед!" и Феликс Шиндер, вокалистка Анастасия Букина, народный артист Украины Николай Свидюк, вокальный секстет "Дюк-тайм", Владимир Комаров и группа "Доктор Борменталь", саксофонист Игорь Улицкий, акустический тангорок "МикрООркестр Quiero", Леся Верба, Тарас Кузнецов, Сергей Порошинский и другие музыканты. Феликс Шиндер импровизировал вместе с Юрием Кузнецовым, ведущий вечера Владимир Комаров благодарил со сцены мэра Одессы Геннадия Труханова за "подставленное в последний момент плечо" - в последние дни под угрозой было все мероприятие, но помогли и названный Труханов, и патронировавший фест в годы своего губернаторства Эдуард Матвийчук, и Николай Пундик, и примкнувший к ним в этом году меценат Сергей Назаров.
Основные события фестиваля, которые происходили на его основной сцене, в Большом зале Одесской филармонии, по выражению ведущей программы, музыковеда Елены Шевченко, "навсегда отложатся в банк памяти". Но, конечно, преимущественно минорное настроение участников и публики, поучаствовавшей в сборе средств на медицинскую помощь участникам АТО, наложило свой отпечаток. Широкой улыбки не было ни в зале, ни на сцене; к тому же за три дня до фестиваля в возрасте 37 лет умер замечательный одесский саксофонист Руслан Цыбульский, и эта утрата является большим личным горем для всех джазменов города, и не только.
- Вот говорят, это утрата для мирового джаза. Я бы весь мировой джаз на Русика поменял, - сказал саксофонист Андрей Прозоров, выступавший на фестивале в составе группы David Six Matador (Австрия - Украина). Андрей давно строит свою карьеру в Вене, едва не попал в оркестр легендарного Джо Завинула, и только смерть последнего не дала осуществиться этим планам. Но тут никакой трагедии, наверное, нет, чем быть пластилином в руках легенды мирового джаза, лучше искать свой путь. Авторская пьеса Прозорова "Порто-франко", посвященная Одессе, стала подтверждением тому, что молодые не должны ступать след в след предшественникам. Это был сольный гимн свободе, где композитор-исполнитель не растекается мелодическими потоками по древу идеи произведения, а мыслит четкими, упругими, запоминающимися фразами.
Вместе с Андреем произвели прекрасные впечатления другие молодые звезды современного европейского джаза - вокалистка Мира Лу Ковачс, пианист Давид Сикс, контрабасист Вальтер Зингер, ударник Кристиан Гробауэр. Ребята выступали на фестивале при поддержке Австрийского культурного форума в Киеве.
Другая покинувшая родной город ради Европы одесситка, джазовая певица и композитор Тамара Лукашева со своим бэндом погрузила зал в атмосферу фолк-джаза. "Находясь за границей, начинаешь задумываться о своих корнях", - утверждает Тамара, предложив джазовые обработки украинских песен. В репертуаре коллектива львиную долю составляют авторские композиции Тамары Лукашевой: музыка на стыке джаза, фольклора и классики. Австралийская тромбонистка и композитор Шеннон Барнетт в 2007 году была названа лучшим австралийским джазовым музыкантом года. Тамара и ее музыканты приехали на фестиваль при поддержке Немецкого культурного центра "Баварский Дом. Одесса".
Были несколько убаюкивающие моменты в фестивальной программе - сперва накормили пряным тягучим блюдом восточных гармоний мэтры турецкого джаза в проекте Swing a la Turc, в этой музыке увязаешь, как в рахат-лукуме (выступление проходило при поддержке Генерального консульства Турецкой Республики в Одессе и меценатов - депутата Одесского областного совета Юрия Димчогло и компании "Аркас-Украина"), а затем нескончаемый, как прерия, кантри-блюз предоставил хедлайнер феста Джеймс "Блад" Алмер.
Американский фри-джазовый гитарист и вокалист выглядел весьма экзотично: алый костюм, восточная шапочка, золотые перстни, "навороченная" гитара... Однако все исполненные им блюзы показались одним и тем же. Ну да ладно. Человек выступал с самим легендарным саксофонистом Орнеттом Коулманом, на такого и просто посмотреть - за счастье. Алмер известен как последователь его теории "гармолодии", перевернувшей гармоническую основу джаза в пользу свободной атональной импровизации.
Что касается турок, то в своей стране они известны не менее Алмера. К привычным для джаза инструментам - контрабас, ударные, фортепиано - лидер группы Ондер Фочан добавил звучание древней разновидности флейты "нэй" (на ней играет Шенол Филиз), широко распространенной в Азии и на Ближнем Востоке, и получил пряный и чрезвычайно богатый обертонами ориентальный блюз, каждой своей нотой ведущий слушателя к турецким берегам. Ондер Фочан - ветеран турецкой джазовой сцены, единственный турецкий джазмен, имеющий запись на авторитетнейшем лейбле Blue Note.
Французское Cosmicmaurel Trio - выпускники консерватории города-побратима Марселя (самое время крепить побратимские связи!). Они выступили в Одессе при поддержке Посольства Франции в Украине и Французского Института в Украине. Музыкантов вдохновляют классика и джаз, а также музыкальное наследие и учение известного русского философа-мистика Георгия Гурджиева. Восторг души и упоение зато подарили великолепные марсельцы, пианист Оливье Морель, контрабасист Гийом Лис и ударник Джесси Ракотоманга. Директор местного "Альянс Франсез" Сильвен Бано даже прочитал перед их выступлением отрывок из посвященного Марселю стихотворения "Люмьер": "Это местность выжженных камней, кустов, где неумолимым солнцем выжжены все поверхности, которые могли бы быть нежными..." Все эти ландшафтные особенности не имели отношения к музыке группы, которая была и нежной, и жёсткой, и местами шероховатой, и в основном отточенной. Пианист в промежутках между своими музыкальными фразами не мог усидеть на месте и ходил по сцене; басист менял повязочки на белокурых волосах, а ударник просто освещал сцену улыбкой, а с публикой творилось такое... Марсельцам устроили овацию, и поделом: они смогли польстить "несознательным" слушателям, тоскующим по традиционному джазу, а гости убедили, что и в этой области далеко еще не все сказано.
Но самым лестным комплиментом вкусу джазоманов, которые душой всё ещё там, в золотом веке джаза, стало выступление Олега Скрипки и джаз-кабаре "Забава". Неистовый Скрипка (все же научился двигаться пластично после "Танцев со звездами"!) в алой, посверкивающей стразами рубахе, носился по сцене языком пламени, исполняя то бессмертный Fever, то песни звезды львовского джаза 30-х годов Богдана Веселовского ("Жоржина" и прочие).
Когда-то песни Веселовского сводили с ума публику львовских танцполов, обаяние ретро-стиля не выветрилось из этих композиций и поныне. Музыканты для этого проекта были подобраны отменные, истинно джазовые, их сольные импровизации вызывали бурные аплодисменты, затмевая все остальное, происходящее на сцене.
Отдельная тема - очаровательные и голосистые бэк-вокалистки "Забавы", проиллюстрировавшие своим присутствие фразу из песни, в которой говорилось, что грустить незачем, поскольку "багато ε дiвчат". В финале к "Забаве" и Скрипке присоединились президент фестиваля, пианист Юрий Кузнецов и маленькая звездочка-вокалистка Аня Ткач. Хотелось продолжения - но оно будет только через год, и пусть настроение будущих участников и публики будет мажорным... Ведь джаз - это свобода, это дружба, вдохновение и поиск импровизационных решений вопреки любым сложностям.
Виолетта СКЛЯР.
На фото Леонида БЕНДЕРСКОГО:
Шеннон Барнетт и Тамара Лукашева.