Номера 1-2 (1533-1534), 18.02.2021
Так бывает. От визита в новый город или страну не ждешь ничего особенного, а они поражают тебя и запоминаются надолго. Примерно так произошло со мной в дни визита в Малайзию. При заходе в порт Пенанг моросил дождь, и было не очень веселое предвкушение, что предстоит месить липкую азиатскую грязь и рассматривать детали скудного быта. Автобус ринулся сквозь серую морось и через некоторое время притормозил на огромной площади. Из-за туч косо пробивались солнечные лучи. Перед нами лежало ровное поле сочного зеленого цвета с подстриженной травкой. На краю этого пространства на высоком флагштоке трепетало полотнище национального флага. По периметру выстроились дома в английском колониальном стиле, еще в прошлом веке бывшие резиденциями британской элиты.
Остров Пенанг — в Андаманском море. Он издавна был удобным стратегическим пунктом для перевалки грузов из Индийского океана в страны Юго-Восточной Азии. Еще в ХV веке остров открыли китайцы и потихоньку стали его осваивать. Кстати, сегодня это единственный малайзийский штат, в котором китайцев больше, чем малайцев. Пенанг еще и одно из самых посещаемых иностранцами мест на континенте. Благодаря большому порту и развитию туризма.
Активное развитие остров Принца Уэльского (так называли его англичане) получил, без сомнения, при британцах. Они пришли сюда в конце XVI века и оставались почти четыре столетия. При этом формально большую часть времени территорией правил местный султан. В 1786 году британцы приобрели у него остров для Ост-Индской компании, пообещав при этом защиту от воинственных соседей из Сиама и Бирмы. Но когда через несколько лет Сиам все же напал на остров, защитить его не смогли. Султан попытался расторгнуть сделку, но в итоге договорились об уплате ежегодной аренды. Интересно, что штат получает арендную плату по сей день. Только теперь платят ее не англичане, а... государственная казна.
Англичане много строили здесь в годы своего присутствия. Особенно интенсивно развивали портовое хозяйство, склады и подъездные пути к ним. На какое-то время всю территорию включили в состав так называемых индийских земель. Кварталы застройки в европейском стиле сохранились особенно хорошо в районе площади, с которой я начал свой рассказ. Здесь были губернаторский дворец и другие административные здания. Их с толком используют для общественных нужд и сегодня, поддерживая в отличном состоянии.
Столица острова Джорджтаун начиналась с укрепленного форта, вокруг которого позднее разросся город. Нынешнее население составляет 400 тысяч человек, что для Азии вроде бы немного. Однако Малайзия вообще не самая густонаселенная страна. Островная столица сохранила целые районы исторической застройки прошлых столетий. Здесь большой и пестрый китайский квартал, экзотические индийские улочки. Многие остаются пешеходными. Самым распространенным транспортом давно стал велосипед. Мы не увидели автомобильных пробок и верениц припаркованных авто. Местные предпочитают ездить на двух колесах — с моторчиком или без.
Как везде на Востоке, в Джорджтауне множество самых разнообразных культовых мест. Не самая многочисленная буддистская община создала обширный храмовый комплекс, где центральное место отвели лежащему многометровому Будде, игриво сверкающему позолотой. Сюда тянутся не только верующие, но и любопытные вроде нас. Весь комплекс скорее похож на небольшой парк с многочисленными постройками, украшенными резьбой и орнаментом, фигурами мифологических животных. Повсюду цветы и благовония. Очень радостное зрелище.
Китайских храмов побольше. Есть очень старые. Самым интересным среди них считают храм Ку Конгси, весь в филигранной резьбе. Здесь вам и драконы со змеями, и разного калибра вазы, массивный гонг, алтарь, свитки с письменами. Приглушенный свет и некая атмосфера таинственности настраивают посетителей на размышления и молчаливое созерцание.
Совсем другая атмосфера в доме-музее старинного китайского клана Чеонг Фат Цзе. Некогда здесь проживала большая и богатая семья. На двух этажах со множеством помещений сохранились предметы повседневного быта этих людей. Понятно, что жили они роскошно. Повсюду дорогие ковры ручной работы, зеркала в замысловатых рамах, изящные предметы женского туалета, дорогие одежды, уникальная мебель, явно сделанная на заказ. Гостиные и спальни — все отдает едва ли не королевским шиком. Не каждый европейский правитель мог в те времена позволить себе подобный уровень комфорта. А это, напомню, жилище богатого китайского клана, каких в городе были десятки.
Если в старину остров имел торгово-транспортную ориентацию, то позднее стали вовсю использовать его природные ресурсы. Начиная от каучука и заканчивая выращиванием продовольствия на продажу. И сегодня отсюда вывозят фрукты и рис. С материком остров давно соединен мостом длиной тринадцать с половиной километров. Уже в нынешнем веке был сооружен второй мост, ставший самым длинным в Юго-Восточной Азии. Его длина — 24 километра!
В годы независимости Малайзии на Пенанге организовали свободную экономическую зону, в которой разместили свои заводы такие мировые гиганты, как "Хитачи", "Моторола", "Бош" и другие. Производство электроники в 70–90-е годы прошлого века стало приоритетной отраслью для небольшого острова. Одновременно начал бурно развиваться туризм. Были построены современные отели, освоены километры побережья с прекрасными пляжами и уютными бухтами. Европейцы стали все чаще приезжать сюда не только для воспоминаний о собственном наследии, но и для отдыха. Предприимчивые горожане переоборудовали свои старенькие дома в историческом центре под недорогие гостиницы. Повсюду много разного калибра заведений с меню на любой вкус.
Малайцы очень ценят обретенную независимость, но при этом не отрицают того положительного, что принесли им британцы. Потому на просторной площади гармонично соседствуют огромный флаг федерации и английская башня с часами, похожая на уменьшенный Биг-Бен...
Историческая справка
Малайская Федерация (так официально называется страна) — относительно молодое государство. Независимость получила только в 1957 году. Название "Малайя" санскритского происхождения и значит "горная страна". Малайзией эту группу островов назвали в XIX веке французские географы. Изначально в объединение вошли территории на юге Малаккского полуострова и соседние острова. В 1963 году присоединились штаты на севере острова Борнео (он же Калимантан), где соседями являются Бруней и Индонезия. Страна имеет также границы с Таиландом и Сингапуром. Общая площадь Малайзии — порядка 330 тысяч квадратных километров (то есть примерно вдвое меньше Украины), население — около 31 миллиона человек.
В стране довольно сложное государственно-административное устройство. Это выборная федеративная конституционная монархия. Вот такая смесь. По факту объединились 13 мини-государств и штаты с большой автономией. В девяти штатах сохраняются монархии, где правят семь султанов и один раджа. Правители одновременно являются еще и духовными лидерами своих территорий, что для местных крайне важно. Каждые пять лет упомянутые девять монархов избирают из своих рядов короля и вице-короля. Как правило, преимущество отдается старейшим. При этом исполнительная власть остается за кабинетом во главе с премьер-министром. Их за годы независимости было всего семеро. Самым долгоиграющим оставался Махатхир Мохамад (1981–2003). Он избрал за образец для подражания соседний крошечный Сингапур и за 22 года работы провел множество полезных реформ, в корне изменив патриархальную страну. Экономический рост был поразительным. Малайзия вошла в число самых быстро развивающихся азиатских стран. ВВП на душу населения приближается к 30 тысячам долларов. Сегодня этот показатель — тридцатый в мире.
При удивительной помеси демократии с монархией в стране декларируется религиозная свобода, но официальной религией признан ислам, который исповедует приблизительно 60 процентов населения. Многие вопросы решаются в шариатских судах, пересмотр решений которых невозможен...
Малайзия располагает большими запасами нефти (на шельфе), олова, меди, железа, бокситов. Больше половины площади страны все еще покрыто лесами, несмотря на активную многолетнюю вырубку.
С Сингапуром страна соединена узкой дамбой. При этом мыс Пиай на юге Малаккского полуострова является самой южной точкой континента Евразия.
Город небоскребов
От Порт-Кланга до Куала-Лумпура путь неблизкий. Столица стоит довольно далеко от моря, и до ближайшей гавани ехать около часа по современному шоссе. По дороге всюду буйная зелень и живописные пейзажи с силуэтами гор на заднем фоне. Знакомить нас со страной взялась дама из Бишкека, несмотря на жару укутанная в платок и длинные закрытые одежды. Таковы законы мусульманской общины, в которой она живет уже больше десяти лет, выйдя в свое время замуж за местного красавца. Выяснилось, что ей многие годы не давали гражданства Малайзии даже после рождения детей и работы в турфирме. С этим здесь очень строго. Тем, кого приглашают на работу, дают вид на жительство на определенный срок. На членов семьи он не распространяется. Приглашают на вакантные должности из ограниченного списка стран. Отработал по договору — сразу возвращайся домой. Если снова пригласят — приедешь. Поэтому в Малайзии нет нелегальных мигрантов, лагерей беженцев и соответственных проблем. Пример благополучного и процветающего у них под боком Сингапура, похоже, будоражит воображение малайцев и подталкивает их к действию.
При англичанах местное население чувствовало себя обиженным, ибо в тогдашней иерархии им отводились самые нижние ступени. После обретения независимости все изменилось коренным образом. Малайцы по закону имеют привилегии в бизнесе, образовании и на госслужбе. Коренных жителей в государственном аппарате должно быть в четыре раза больше, чем всех прочих граждан. При этом на руководящих должностях предусмотрена ротация через определенное время во избежание коррупции. Азия все-таки!
...Когда мы только подъезжали к столице, на горизонте замаячили небоскребы. Чем ближе мы были к цели, тем больше громадины заслоняли небо. Сразу проехали к телевизионной башне, которая значится здесь в списке главных достопримечательностей. Она занимает седьмое место в мире среди подобных объектов и отличается оригинальной подсветкой, а также парком тропических растений, растущих прямо у опор гиганта. Строили ее в 90-е годы на протяжении пяти лет. Рывок вверх внутри огромных скоростных лифтов напоминает аттракцион. Уши закладывает, как в самолете. Еще бы! За считаные секунды взлетаете на 400-метровую высоту. Здесь обустроена просторная смотровая площадка. Панорамные окна от пола дают обзор всего мегаполиса. Прямо под вами — густой лес сверкающих зеркальными боками небоскребов, многие из которых с нашей верхотуры кажутся обычными многоэтажками. Даже знаменитые башни-близнецы "Петронас" не выглядят гигантами. Хотя каждая из них на 30 метров выше телебашни.
С момента их постройки именно башни нефтяного концерна "Петронас" (высота — 451 метр) стали символом Куала-Лумпура да и чуть ли не всей страны. В их проектировании принял участие лично знаменитый премьер-министр Махатхир Мохамад. Считается, что похожие на кукурузные початки сверкающие капсулы олицетворяют некий исламский стиль в архитектуре. Для поддержания конкуренции башни доверили строить двум разным фирмам — японской и южнокорейской. Строить пришлось на мягком грунте, и для надежности сваи вбивали на глубину свыше ста метров! В результате под башнями образовался самый большой в мире бетонный фундамент. Первые шесть этажей сегодня занимает роскошный торговый центр с дорогими брендовыми бутиками. Сюда больше ходят не за покупками, а на экскурсию. В башнях расположился интерактивный музей естественных наук. В зданиях прописались и представительства некоторых крупных фирм. Но в целом это вотчина энергетической компании, во многом способствующей процветанию страны. Средние зарплаты в районе 900 долларов в месяц — очень солидный показатель для этого региона.
Не стоит забывать, что еще в 70-е годы прошлого века Малайзия жила в основном сельским хозяйством и добычей полезных ископаемых. Но с 1957 года почти полвека подряд происходил ежегодный рост ВВП на 6,5 процента! Экономика перестроилась коренным образом. Небольшая страна вышла на первое место в мире по производству электронных чипов и бытовых кондиционеров. Выпускаются собственные автомобили, развивается оборонная промышленность, и даже есть программа освоения космоса. Качественных дорог уже проложено больше ста тысяч километров. С этим пока хуже на мелких островах. Но прогресс просто фантастический.
О достижениях страны мы подробнее узнали в столичном музее, где собраны уникальные экспонаты прошлых веков и воссозданы сценки быта малайцев. Повсюду напоминания об успехах в годы независимости и флаги федерации. Заметно, что люди действительно гордятся своими достижениями и возможностями. Здесь круто перемешались культуры и традиции Востока — от арабских, индийских и персидских до китайских. Все это приправлено британскими новациями. В музее найдете изделия здешних мастеров резьбы по дереву и плетения из прочных веток, чеканщиков и ювелиров, ткачей и гончаров. Дерево и бамбук были когда-то традиционным строительным материалом. Так построены дома на сваях над водой, в которых по сей день живут тысячи людей. Их рацион питания — все, что есть в окружающей природе: фрукты, живность, морепродукты.
Куала-Лумпур был основан не так давно — в 1857 году. Он стоит в долине при слиянии рек Кланг и Гомбак. За полтора века разросся до почти 2-миллионного мегаполиса, где разместились сборочные цеха и перерабатывающие предприятия, пищевая промышленность и крупнейшие банки, два университета и ряд научно-исследовательских институтов, биржа и многое другое, что делает город центром экономической жизни быстро развивающейся страны.
Малайцы уделяют большое внимание образованию. За него отвечают аж два министерства. Все обучение ведется на малайском языке, хотя 6-миллионная китайская община ропщет. Шесть лет начального образования обязательны для всех. Следующие пять лет средней ступени не все могут себе позволить, как, естественно, и обучение в вузах. Поэтому в стране до сих пор остается дефицит собственных квалифицированных кадров. Например, в медицине острая нехватка врачей, хотя пять процентов бюджета выделяют на новое оборудование и содержание медицинских учреждений. Да и зарплаты у медиков достойные...
* * *
Тенденция застраивать город высотками охватила весь мир. Но малайзийская столица интересна не только небоскребами. Хотя история города не уходит в древность, здесь все же есть кварталы зданий колониальной эпохи, старинные индуистские храмы и китайские пагоды, один из старейших кинотеатров под названием "Театр Колизей" в стиле арт-деко и огромные спортивные арены (стадион "Букит Джалил" на 100 тысяч мест, автодром, 20-тысячный Дворец спорта). Есть зоопарк и участки девственного тропического леса на холмах в разных районах мегаполиса. Пять крупных парков всегда полны народу. В тропическом климате люди ищут тень вблизи озер и прудов, на берегу рек. Все это тоже часть столичной среды.
Башни "Петронас" |
Вид с телебашни |
От подножия башен "Петронас" совсем недалеко до старого маркета. Сегодня это крытое пространство вместило сотни лавок с яркими изделиями кустарей, с сувенирами и мастерскими, где при вас плетут корзины и шляпы, вырезают деревянные фигурки, вышивают шелковой нитью, рисуют, клеят, лепят, строгают. Рядом выжимают соки из свежих сочных плодов, названия многих из которых мы не знаем. Есть кафешки, где вам продадут сладости и мороженое из дуриана — растения, плоды которого очень любят местные жители, но которое запрещено перевозить в общественном транспорте и есть в общественных местах из-за его невыносимого и неистребимого запаха.
Можно отправиться на площадь Независимости. Здесь было поле для крикета, которое облюбовали британские колонизаторы. В 1957 году на этом месте впервые подняли флаг Малайзии. Теперь рекордной высоты 95-метровый флагшток демонстрирует летящее по ветру полотнище. На площади проводят парады и торжественные церемонии. Вблизи нее — собор Святой Марии и Дворец султана постройки конца ХIХ века.
Еще одна достопримечательность — возле парламента. Национальный монумент был установлен в честь погибших в трех войнах (Первой и Второй мировых, а также в войне малайской компартии против британцев, которая длилась десять лет начиная с 1948 года). Семеро солдат с флагом своей страны олицетворяют героев нации.
* * *
Любая медаль имеет две стороны. О блестящих успехах Малайзии в экономике и сфере образования я уже сказал. О взвешенной политике в отношении иностранцев тоже. Добавлю, что в погоне за Сингапуром страна много сделала для привлечения туристов. Реклама курортов и реликвий организована государством, и ролики о здешних красотах можно увидеть на европейских и американских телеканалах. Результат — туризм стал третьей по значимости статьей доходов бюджета, а сама Малайзия на слуху во всем цивилизованном мире. Им действительно есть что предложить гостям.
Проблемы здесь множатся с ростом индустриализации. Беспощадная вырубка лесов в прошлом столетии привела к исчезновению многих растений, животных и птиц. В ряде штатов вырублено уже больше половины лесных массивов. В том числе и редких ценных пород. Естественно, это влияет на экологию. Провоцирует наводнения в и без того не самом спокойном уголке планеты. На самом деле это общая беда многих тропических государств, не отдающих себе отчета в том, что тотальная вырубка лесов не только приносит им прибыль, но и рождает проблемы глобального характера.
Если оставить всю эту глобалистику за скобками, то, по моему мнению, посетить Малайзию стоит. Можно немало увидеть, отдохнуть и поучиться. Как уважать себя, ценить достижения предшественников, развивать страну и добиваться мирового признания...
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.
Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв