Номер 33 (1278), 4.09.2015
Николаю Прокопенко исполнилось 70 лет. Он - один из лучших живописцев и графиков Одессы, заслуженный художник Украины, лауреат многочисленных премий, почетный гражданин города Ильичевска. У него более 80 персональных выставок, а количество прочих выставок невозможно точно сосчитать.
Я много раз писал о творчестве Николая Прокопенко, но до сих пор не уловил до конца, на чем основана прелесть его картин и рисунков, почему они так притягивают к себе музейных работников, коллекционеров и зрителей, посещающих его выставки. Я не считаю себя художественным критиком, а передаю только свое впечатление от работ Прокопенко, ассоциации, которые они во мне рождают.
В них есть ОСОБЕННЫЙ МИР. Я это понял еще 30 лет назад, когда впервые оказался в его мастерской. Я сразу же понял, что мир, рожденный воображением художника, это и мой мир. Мне понравились его девушки и женщины, которые, казалось, хотели сойти с холстов и побеседовать со мной.
Большинство полотен талантливого одесского живописца пронизаны светом. Он импровизирует на холсте и бумаге, испытывая при этом счастье, применяя свои особые эффекты для того, чтобы, к примеру, женское лицо над свечой светилось, чтобы Жизнь не казалась такой трагической, какой она является на самом деле. Приступая к новой картине, он словно в очередной раз сдает сложный экзамен.
Он постоянно, создавая портреты женщин, деревья, цветы, кувшины, раковины, море, экспериментирует с цветом. Цвет играет на его полотнах всеми своими тонами и полутонами. Зеленый цвет переходит в желтый, потом в оранжевый, черные линии внезапно возникают на голубом фоне, переплетаясь между собой, как змеи. На вазе проступает причудливый орнамент.
Он одержим творчеством. Кистями, красками, холстами, вещим миром, который его окружает и который он обязан выразить. Но часто сюжеты его картин приходят из памяти детства, и тогда на холсте возникают перевернутый баркас и трое мальчишек рядом с ним, а рядом море, где волны неторопливы, как красивые девушки, прогуливающиеся по Дерибасовской, возможно, в ожидании своих будущих поклонников.
Он каждый год рисует несколько "августовок" - картин с августом, потому что август - его любимый месяц. Вот-вот начнется осень, и листва зашуршит под ногами. Но пока не надо об этом думать. Пока еще в Одессе не окончилось причудливое лето. Для меня "августовки" Николая Прокопенко перекликаются с лучшими стихами Эдуарда Багрицкого, "с миром, открытым бешеным ветрам".
На его рисунках часто изображена Одесса. С извилистыми улочками и переулками, с кричащими афишами. Ночной город сменяет утренний, торопливый и беспокойный, с несущимися куда-то трамваями и маршрутками.
В его папках хранятся тысячи набросков. Некоторые из них потом становятся картинами.
- Кто помогает нам творить? - спрашивает он меня и, не дождавшись моего ответа, сам отвечает: - Нечто высшее. И еще опыт, который ты вынес из прошлой жизни.
Своих женщин на холстах он называет по именам. Просит их не сердиться, что он не уделяет им внимания. Ему все равно приятно, что они рядом.
Художники обречены на одиночество. Поэтому они радуются каждому посетителю.
Показывают свои новые работы, рассказывают о разных забавных случаях, когда их жизнь шла более на людях. Потом посетитель уходит, и художник снова остается один на один со своими холстами, которые висят на стенах мастерской и покоятся на стеллажах.
Он предан работе. Он говорит не словами, а мазками, делится своим самым сокровенным.
Ему 70 лет. Он зрелый мастер. Многие из нас его ценят и любят. А он мне говорит:
"Завтра окончу картину и начну новую".
В этом - смысл его жизни.
Игорь ПОТОЦКИЙ.