Номер 18 (1312), 20.05.2016
Можно понять как тех, кого "Моисей" привел в восторг, так и тех, кто к спектаклю отнесся критически.
С одной стороны, работа проделана большая и серьезная, театр отнесся к постановке со всей ответственностью, также не стоит забывать, что одесский спектакль стал мировой премьерой, так что у Владимира Подгородинского и его соратников не было возможности учиться на чужих ошибках. Учтем и то, что актерам, основной репертуар которых естественным образом состоит из "Летучей мыши" и "Тетки Чарлея", очень даже непросто перевоплотиться в библейских персонажей, где сама пластика требует совершенно иного подхода, чем в любом другом представлении нашего театра.
Понимая это, должен признаться, что не ждал от "Моисея" ничего хорошего. И будь этот спектакль провальным, ничуть бы не удивился. К счастью, этого не случилось. В. Подгородинский, несколько последних постановок которого не вызвали у меня ни малейшего восторга, на сей раз, что называется, попал в свою стихию. (Напомню, что Владимир в конце 1970-х создал в Одессе один из первых в СССР коллективов, игравших рок-оперы, а затем много лет руководил в Питере Театром рок-оперы). И снова доказал, что в этом жанре у него мало равных. Из материала (музыка и тексты), который сложно назвать очень уж качественным, постановщик создал достойное зрелище, которое с успехом можно вывозить далеко за пределы, и не только в Израиль. И самое, на мой взгляд, главное: как бы ни было сложно актерам, видно, что они сознают значимость для театра этого представления и серьезно подходят к решению непростых задач, поставленных режиссером и балетмейстером Аллой Рубиной. Другое дело, что далеко не всегда удается им преодолеть "сопротивление материала" - как музыкально-драматургического, так и собственного, актерского.
И тут, увы, снова приходится вести речь о том, что пластическая подготовка наших артистов, мягко говоря, не относится к числу их творческих добродетелей. А этот спектакль требует как раз виртуозного владения телом. Впрочем, может быть, артистов сковывало понятное премьерное волнение, так что будем надеяться...
Но в любом случае работа над такой постановкой должна стать для актеров хорошей школой.
Как и для всего коллектива, начиная от директора и худрука, тем более, что, сумев подняв такой спектакль, Театр музкомедии продемонстрировал свой незаурядный потенциал, в том числе и в организационно-постановочном плане.
Но есть моменты, от коллектива, увы, не зависящие.
Говорить нынче о нехватке материальных ресурсов - как бы моветон. Однако в данном конкретном случае от этого никуда не деться. Ибо постановка много выиграла бы, будь у театра возможность вывести на сцену как минимум раз в пять большее количество участников массовых сцен. Такое зрелище требует размаха, тогда оно способно произвести намного более сильное впечатление. И, возможно, в известной степени сгладить недостатки, на которые не без оснований сетуют рецензенты.
Если же говорить в целом о личных впечатлениях, то постановкой "Моисея" театр себя, как минимум, не уронил. Но сделал весомую заявку на будущие работы, выходящие за рамки жанра, который обозначен в названии коллектива.
Александр ГАЛЯС.