Номер 04 (1348), 10.02.2017
Так случилось, что сегодня, 10 февраля, как раз в день выхода этого номера нашей газеты, Вадим и Валентина Костроменко отмечают 60-летие супружеской жизни - бриллиантовую свадьбу.
Мы хотим познакомить вас с этой замечательной семьей, которая именно эти 60 лет провела в Одессе, и расскажем о самом интересном: как все начиналось...
Вадим Васильевич - человек в Одессе известный. Родился он 26 сентября 1934 года в Артемовске Донецкой области. С 1952-го по 1957 год учился на операторском факультете ВГИКа в мастерской профессора Б. И. Волчека. С марта 1957 года работает на Одесской киностудии - сначала оператором (снял 13 фильмов), затем кинорежиссером (поставил 12 фильмов). Заслуженный деятель искусств Украины. Награжден советскими орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, украинским орденом "За заслуги" III степени. С 1996 года - директор Музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины.
Слово Вадиму Васильевичу:
"В 1939 году мне должно было исполниться пять лет. За полмесяца до этого семейного праздника папе пришла повестка. Началась война с Финляндией. Папа ушел в армию, и мы расстались на много лет. На финской войне он служил командиром разведроты, судьба миловала его: ни разу не был ранен. А когда эта малая война окончилась, демобилизовать его не спешили - в воздухе пахло большой войной.
Хорошо помню день 22 июня 1941 года. Когда прошло сообщение по радио, я, полный детского восторга, бежал по улице, вращая рукой, как пропеллером, и кричал: "Ура, война! Ура, война!" Мне тогда еще не исполнилось семи лет.
И помню, как было страшно буквально через несколько дней, когда мимо нашего дома машины с затемненными фарами нескончаемой чередой везли раненых. Их разгружали с поездов на станции Артемовск-первый, а она от нашего дома была в одном квартале.
Как члены семьи офицера, мы подлежали эвакуации. Дорога до станции Чимкент Южно-Казахстанской железной дороги длилась два месяца. Как ехали, как добрались, как обустраивались, как я там пошел в школу - это тема отдельного рассказа.
Южный Казахстан, Чимкент: арыки, дувалы, незнакомая речь и злая-презлая зима 1941-1942 года... Я начал учиться в школе, мама там же преподавала. А когда пришло лето, вместе со всей школой ездили работать на каучуковых плантациях. Война требовала не только много металла, но и резины.
Дальше было время полегче - сорок третий год. Отступление почти везде закончилось, страна собирала силы для наступления. Сталинградская битва - какая всеобщая радость!
Папа жив, не ранен, присылает треугольнички писем. Все они - бодрые, все у него хорошо. Это мы потом, когда его через два года после окончания войны наконец демобилизуют, узнаем, что "все хорошо" - это невероятное везение. Батальон аэродромного обслуживания - служба вроде не очень опасная. Отступали - задача батальона организовать аэродром на голом месте, куда бы садились наши самолеты. Стали наступать - та же самая работа. Но во время боевых вылетов после воздушных боев обязательно привозили покойников. Место стрелка, защищающего заднюю полусферу штурмовика, - броней не защищенное. Стрелков хватало на два-три вылета. Пополнение поступало не всегда, а вести боевую работу надо. И тогда сажали на место стрелка всех, кто был в обслуге аэродрома. Летал и папа, но судьба его хранила.
Как только был освобожден Донбасс, зимой 1944 года маму откомандировали из Чимкента в Артемовск восстанавливать школу. Обратная дорога была короче, недели три - и мы дома!
А дома - нет. Отступая, немцы сожгли поселок Ступки, где жили наши дедушка с бабушкой. Они успели вывести корову из сарая и убежали с ней в кукурузу, откуда и смотрели, как шли улицей немцы, поливая дома из огнеметов. Городская квартира тоже не сохранилась - все дома главной улицы города, улицы Артема, были сожжены или взорваны. Школа, куда маму назначили преподавателем физики, тоже была разрушена. Все лето мы, ученики, разбирали кирпичные завалы, сбивали с кирпичей связующий раствор, восстанавливали взорванные стены. Новый, 1945 учебный год начали под крышей. А стулья, табуретки, скамейки приносили из дому, у кого дома сохранились. Сегодня в это трудно поверить - очень хотелось учиться!
Наконец в сорок седьмом вернулся из армии папа. Живой!
Фото Петра Тодоровского. |
Был один эпизод, который толкнул меня на кинематографическую стезю. Однажды с девушкой мы решили пойти в кино. Не помню, что за фильм нас ожидал, но перед сеансом выступала лектор из Москвы, что-то рассказывала о нем, рассказывала, как вообще снимается кино. А когда лекция была окончена, она достала из сумочки отчетный бланк и попросила написать отзыв. Мои земляки-провинциалы молчали. Мне стало стыдно за них, и я написал, где положено: "Было страшно интересно. Большое спасибо!" И прошел по первому ряду, собрал подписи. Я не лукавил, было действительно "страшно интересно", а на следующий день я пошел в городскую библиотеку и попросил почитать что-нибудь про кино. Мне нашли книжку "Искусство оператора". Автор - Анатолий Головня.
И решение было принято. Закончив школу, я поступил на операторский факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии в Москве. Как же я был удивлен, что моим деканом оказался Анатолий Дмитриевич Головня, а историю кино читала нам Валентина Сергеевна Колодяжная, та самая лектор в кинотеатре!
Поступить в столь элитный институт мне помогла серебряная медаль, которая освободила меня от экзаменов по общеобразовательным дисциплинам. А творческий конкурс я каким-то чудом прошел. Видимо, комиссию подкупило мое абсолютное незнание того, с чем приходили туда поднаторевшие фотографы. ВГИК любил начинать обучение с чистого листа, лепить человека заново. А я представлял собой абсолютно нетронутый кусок свежей глины.
В самом начале моей творческой карьеры фотографией зафиксировано одно очень важное событие.
Тесно сидят рядом, прислонив голову к голове, на карточке двое - я, студент операторского факультета, и студентка экономического факультета нашего института Валя Полтева.
Я познакомился с ней за полчаса до того, как был сделан этот снимок. На встречу Нового года наша операторская компания пригласила девочек с факультета, где готовили экономистов для кинопроизводства. Этот факультет был в основном женским. Учились в нашем институте и другие девочки, на актерском факультете, но с ними общаться было сложно: им всегда некогда, они постоянно заняты лекциями, репетициями, этюдами, прогонами. Да и не казались они нам интересными - кто же знал, что потом они станут Тамарой Семиной, Людмилой Гурченко, Изольдой Извицкой...
Валя Полтева, как и я, была провинциалкой. Характер ее был легкий, смешливый, без этих актерских выкрутасов, а щеки всегда горели здоровым румянцем.
Валентина родилась 1 августа 1934 года. Война застала семейство Полтевых в селе Кочетовка Горьковской области, откуда папу, директора тамошней школы, и мобилизовали в армию. Но направили не сразу на фронт. Трехмесячные курсы политруков в Ташкенте - и на передний край! Так и провоевал Иван Федорович Полтев всю войну в окопах ротным политруком. И хоть обязан был политрук первым подниматься в атаку, увлекая за собой роту, судьба его хранила. До чинов больших не дослужился, а вернулся домой со шрамом на лице и самым что ни на есть боевым орденом Красной Звезды да медалями: от "БЗ" ("За боевые заслуги") до "За взятие Будапешта" и "За взятие Вены"... А еще гвардейский значок в придачу и желтые нашивки за ранения.
Нужно ли рассказывать, как жила семья - жена-учительница, сын Женя 11 лет и дочь Валя 7 лет - в войну? Хлеб ели двух сортов: зеленый (с травой) и черный (с лебедой). У кого была корова - тому легче. А в учительской семье - только годовая подшивка журналов "Пионер" и "Мурзилка". Но и журналы сыграли свою роль в спасении от голода: их меняли на молокопродукты. Цветные страницы журналов хорошо шли вместо обоев, обклеивали ими деревянные стены в домах.
До пенсии сельские учителя Иван Федорович и Екатерина Андреевна жили неподалеку, в Ратово, оттуда и уехала покорять Москву их дочь Валентина.
В 1952 году она сдавала вступительные экзамены в институт иностранных языков, но, поскольку ее немецкое произношение было признано варварским, в приеме отказали. Но не возвращаться же в село! А в Москве были институты, которые страдали от недобора. Одним из таких вузов был Московский экономико-статистический институт. Валю приняли туда, несмотря на то, что математика всегда была ее слабым местом. Это напрягало, и после первого курса Валя решила вуз поменять. Подружка и однокурсница, не поступившая в балетное училище и тоже маявшаяся в статистическом, предложила идти куда-нибудь в творческий вуз, там математики нету.
Так пришла Валя во ВГИК. Ее готовы были принять по переводу на экономический факультет, где учили будущих организаторов кинопроизводства. А чтобы получать стипендию, нужно было сдать историю кино. Валя добросовестно перечитала книги, где излагалась история кинематографа, но это был лишь первый вопрос билета. Во втором был разбор фильма. Первокурсники ВГИКа весь год смотрели фильмы по программе, а Валя, естественно, ничего такого не видела... И тем не менее ее приняли!
Проучившись всего один семестр, Валя оказывается на встрече Нового года в общежитии, в операторской компании. Так Валя Полтева познакомилась с Вадимом Костроменко.
В 1957 году, благополучно закончив операторский факультет ВГИКа, я решил, что самое время обустраивать семейную жизнь. А моя Валя Полтева на год раньше закончила экономический факультет и была направлена работать на Алма-Атинскую киностудию. До момента получения диплома у меня было пятнадцать свободных дней - через пятнадцать дней нужно было второй раз пройти военные лагеря (военная кафедра в институте еще существовала). И только тогда можно было отправляться в Одессу - город, который я выбрал сам: "красный" диплом давал такое право. Распределительная комиссия была удивлена: мог ведь выбрать даже "Мосфильм". Я в Одессе никогда не был, но знал, что там значительно проще, чем на "Мосфильме", начать самостоятельно работать, не маясь в ассистентах десяток лет. Забегая вперед, скажу: я не ошибся.
Но пока задача номер один - приехать в Одессу не мальчиком, но мужем. Продал пиджак, фотоаппарат и купил билет до Алма-Аты, правда, не на самый быстрый поезд. Поезд тянулся медленно, до Алма-Аты - семь суток, и стало ясно, что на женитьбу в столице Казахстана у меня остается всего один день. В ЗАГСе оказались добрые люди - расписали сразу же. Я переночевал на сундуке в коридорчике рядом с комнаткой, которую Валя снимала вдвоем с подружкой, а моя жена, ставшая теперь Валентиной Костроменко, спала на двуспальной кровати с этой самой подружкой. Не догадалась та куда-нибудь уйти на эту ночь, а может, просто некуда было.
Валя одолжила в КВП (в кассе взаимопомощи на студии) сумму, необходимую на билет, так как в своем стремлении к будущей жене я совсем выпустил из виду, что нужны будут деньги и на обратную дорогу, в Москву. В Москве огорчился - оказывается, военную кафедру расформировали, службу в военных лагерях нам отменили, и можно было не спешить!
После распределительной комиссии получил направление и поехал к Черному морю. В Одессе некоторое время пожил в "Куряже" - так мы называли наше общежитие, пока Валентине организовывали через министерство перевод на Одесскую киностудию. Когда эта процедура была закончена, я решил подготовить жилье для встречи жены - снял неподалеку от студии комнатушку.
Тут мой старший товарищ, Петя Тодоровский, предложил "прошвырнуться" в Кишинев. Там он недавно снимал фильм о танцевальном ансамбле "Жок", и у него осталось много знакомых, в том числе и прелестные танцовщицы ансамбля. Я рассчитал, что, если Валя даст телеграмму о выезде, пройдет не менее девяти дней - семь суток она будет ехать до Москвы и двое до Одессы. Отчего бы не посмотреть Кишинев денька три-четыре?
А Валя дала телеграмму уже из Москвы и через сутки стояла на одесском перроне, удивляясь: что же это ее муж не встречает? Да и муж ли он? Ведь, кроме отметки в паспорте, никаких других подтверждений этому факту не было. Потом уже Валя призналась: были бы у нее деньги - тут же уехала бы обратно.
Как здорово, что она приехала в Одессу, как и я когда-то в Алма-Ату, с пустым кошельком! Правда, ее легкомыслие было оправдано - она ведь ехала к мужу.
Немного позже семейной паре Костроменок выделили скромное жилье в коммуналке. А потом дважды улучшали наши жизненные условия - сперва дали двухкомнатную, потом четырехкомнатную квартиру, и все это совершенно бесплатно.
Сначала мы с Валей работали вместе в одной съемочной группе, потом в другой. И пришло время умножаться. Ждали, по предсказанию врачей, девочку, даже имя придумали. Рожать Валю я отвез в Артемовск, к своим маме с папой, так надежнее - я все время занят на съемках. И вот десятого мая 1958 года получаю телеграмму: ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДВУМЯ СЫНОВЬЯМИ!
В общем, через месяц в Одессе появились Алексей и Дмитрий Костроменко.
А еще через месяц Валя вышла на работу. Но теперь уже работать в съемочных группах, ездить по экспедициям стало невозможно, и ее перевели в производственный отдел, затем до самой пенсии она работала главным диспетчером студии..."
После выхода на пенсию Вадим Васильевич не остается в стороне от культурной жизни Одессы, по сегодняшний день трудится в Музее кино, является автором нескольких книг по истории одесского кинематографа, а Валентина Ивановна, как прежде, хранит домашний очаг семейства Костроменок.