Номер 04 (1348), 10.02.2017

"CМЕХОТВОРЕЦ" ОДЕССКОЙ ЭСТРАДЫ

В феврале 1992 года, четверть века назад, ушел из жизни Аркадий Астахов - один из самых известных мастеров одесской эстрады. Его называли "смехотворцем".


Даты биографии Аркадия Астахова удивительным образом совпали с историческим периодом существования жанра, которому он посвятил свою творческую жизнь, - конферанса. Будущий артист родился в ноябре 1908 года, примерно в то самое время, когда в России появился первый конферансье - артист МХАТа Никита Балиев. Умер же А. Астахов, когда жанр этот практически отошел в прошлое - "за ненадобностью". Между двумя этими датами вместилась долгая и, по большому счету, счастливая жизнь. Утверждаю - счастливая, хотя испытаний было в ней более чем достаточно, но такой уж был век, который артист прожил с редким (особенно для представителей его профессии) достоинством.

Его путь на эстраду был довольно-таки типичным для своего времени. Школу А. Астахов окончил в Николаеве, там же освоил профессию тракториста, после чего был послан на работу в Симферопольский зерносовхоз. Год трудился в Донбассе - машинистом врубочной машины. Службу в армии проходил в Тбилиси, там приметили его артистические способности. Первые шаги в направлении будущей профессии А. Астахов сделал в "Синей блузе" - агитбригадном жанре, популярном на стыке 1920-30 гг. Вернувшись после демобилизации в Николаев, он был принят в труппу местного Театра Красной Армии. В этом театре началось его творческое сотрудничество с Лидией Атманаки - актрисой редкой индивидуальности, блестящей исполнительницей эстрадных фельетонов. С нею в середине 1930-х А. Астахов перебрался в Одессу, работал в Госэстраде. В группу (или, как тогда говорили, бригаду) Л. Атманаки входили довольно известные в то время артисты - Б. Львович, М. Лидин-Дубровский, И. Басов, Н. Ткаченко и др. Вместе с Б. Львовичем А. Астахов составили дуэт исполнителей веселых сценок, скетчей, юморесок. А. Астахов, кроме того, вел программу, с чего и началась его работа в качестве конферансье.

В начале войны артисты ежедневно выступали на мобилизационных пунктах, а в июле 1941 года бригаду Л. Атманаки эвакуировали сначала в Ташкент, потом в Алма-Ату. Основные концерты проходили в госпиталях, воинских частях. В 1945-м артисты вернулись в Одессу, а в начале следующего года их бригаду на несколько месяцев направили в Германию для обслуживания советских войск. Дважды они выступали перед маршалом Жуковым. В 1949-м Л. Атманаки предложили работать в Ленинграде. А. Астахов поехал с ней, но в 1953-м вернулся - и уже окончательно - в Одесскую филармонию.

В эстрадной Одессе он быстро выдвинулся на первые роли. Хотя мастеров-острословов тут всегда хватало, А. Астахова отличали еще и высокая сценическая культура, и способности хорошего организатора. С ленинградских времен у него сохранились дружеские отношения с ведущими авторами-юмористами и сатириками - А. Хазиным, Б. Рацером и В. Константиновым, В. Поляковым, М. Грином; они охотно отдавали свои произведения одесскому конферансье. Высоко ценили А. Астахова Л. Утесов, А. Райкин, М. Бернес, И. Кобзон, Ю. Тимошенко, Е. Березин, З. Гердт и многие другие.

В 1960-х гг. на одесской эстраде уже не было таких "звезд", одно имя которых могло обеспечить аншлаг. И тогда А. Астахов вместе со своим другом Александром Хазиным (тем самым, которому в 1946 г. выпала участь попасть - вместе с А. Ахматовой и М. Зощенко - в разгромный доклад А. Жданова) придумали, что "фишкой" должен стать сам город. Расчет оказался безошибочным: эстрадные программы "Вас вызывает Одесса", "120 минут с одесситами", "Одесские зонтики" и др., в которых А. Астахов собирает лучшие силы одесской эстрады, неизменно собирают полные залы как в родном городе, так и на гастролях. В этих программах дебютируют известные затем мастера - певец Виктор Шпортько, ныне народный артист Украины, исполнительница оригинального номера с обручами Оксана Костюк, ставшая в 1970 г. лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, и другие. А. Астахов много помогает молодым артистам. Он поддерживает первые шаги Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильченко. Именно А. Астахов передал юному Роме Кацу (будущему Карцеву) приглашение от Аркадия Райкина прийти "для серьезного разговора", в результате которого тот стал артистом райкинского театра. Аркадий Савельевич помогает КВНщикам Георгию Голубенко, Леониду Сущенко, Валерию Хаиту стать эстрадными драматургами. Народный артист Украины Михаил Бакальчук признается, сколь много он почерпнул, наблюдая за работой своего старшего коллеги по жанру...

Особая страница творческой биографии Аркадия Астахова - знаменитые "одесские капустники", которые рождались в Доме актера. Он был одним из зачинателей "капустного" театра, соавтором сценариев и ведущим артистом. В разные годы в этих уморительно смешных и остроумных представлениях принимали участие такие артисты, как Михаил Водяной, Маргарита Демина, Семен Крупник, Лидия Полякова, Евгений Котов, Евгения Дембская, Роза Балашова, Юрий Горобец и другие. Попасть на эти представления в Одессе было сложнее, чем на выступления самых прославленных гастролеров. А уж когда одесситы приезжали со своими программами в Москву, то в залах Центрального Дома актера или Центрального Дома работников искусств (ЦДРИ) можно было увидеть буквально всех корифеев театра и эстрады.

Особенно радовался успеху своих земляков Леонид Осипович Утесов, с которым А. Астахов дружил и постоянно переписывался. Л. Утесов в своей книге "Спасибо, сердце!" вспоминал, как порадовали его одесситы на праздновании 70-летия: "Их посланцы Михаил Водяной и Аркадий Астахов - ведь надо же додуматься! - привезли мне четверть... стеклянную четверть Черного моря, привезли мне баллон одесского воздуха и, наконец, привезли мне, что бы вы думали? - фаршированную рыбу. Я слушал, старался запомнить все шутки и острые словечки и думал, какое счастье, что у меня столько друзей, что все они у меня такие добрые, щедрые, талантливые, а главное - остроумные".

Одно только омрачало Аркадия Савельевича - в то время, как многие из тех, кого он выводил на сцену, получали звания лауреатов, "заслуженных", а то и "народных" артистов, его мастерство никак не хотели оценивать те, от кого в ту пору зависело официальное признание. Руководители областной филармонии и Одесского отделения Украинского театрального общества еще с середины 1960-х не раз обращались в партийные органы с предложением присвоить А. Астахову звание "Заслуженный артист", но безуспешно. Впрочем, зрители, как известно, мало обращают внимания на титулы артиста, они ценят его мастерство, умение доставлять радость. А уж этим умением Аркадий Савельевич обладал в полной мере.

Когда Аркадий Савельевич умер, старый друг Зиновий Гердт прислал вдове артиста, Галине Георгиевне, такую телеграмму: "Дорогая, потеряли вместе с тобой и всеми одесситами необыкновенного, доброго, жизнерадостного друга, замечательного человека и артиста. Уходит эпоха..."

Эпоха конферанса, по всей видимости, и в самом деле ушла в историю. Но зато в этой истории имя Аркадия Астахова вписано красными буквами.

Александр ГАЛЯС.