Номер 43 (1238), 7.11.2014

И ЛЮБОВЬ СОЗДАЛА ЖЕНЩИНУ

Рыжая красотка в домашнем неглиже подпевает радио (звуки необходимы, не то покажется, будто она дома совершенно одна), хватается то за глажку (но по неосторожности едва не обожжет себе грудь), то за готовку (правда, продырявленная отбивная будет отправлена в мусорное ведро, но это издержки "производства")... Нет, не хозяйственные хлопоты заботят эту женщину. В театре вообще не учат домоводству, любое действо производится на сцене не ради самого себя.

Новая постановка студии "Театр 21", показанная на сцене Еврейского культурного центра "Бейт Гранд", стала этапной для коллектива в целом и для героини вечера. Моноспектакль Алены Тимковой поставил руководитель "Театра 21" Алексей Жила Базель, начавший работу с актрисой отнюдь не с чистого листа, ведь начинала она весьма заметно в студии "Тур де форс", но теперь играет по-иному, умерив все проявления внешней эксцентрики, научившись психологическому проникновению в суть образа. Теперь публика внимает ее шепоту с тем же интересом, с которым раньше внимала ее неистовым крикам и столь же неистовым танцам. На смену воплощенной страсти пришла любовь, синоним которой, как известно, Бог.


Дарио Фо - шикарный драматург, к которому в Одессе осторожно подбираются, - была "Свободная пара" в приснопамятном Доме актера, был "Укравший ногу - счастлив в любви" на сцене Украинского музыкально-драматического театра. Всякий раз оказывалось, что постановщики подходят к этому материалу немного тяжеловесно, чересчур серьезно. Такой опасности "Театру 21" удалось избежать. Выбрав для постановки одноактную пьесу Дарио Фо "Я жду тебя, любимый", создатели спектакля поступили в высшей степени мудро - показывая в наше безумное время, как женщина создается любовью, можно многое сделать для искоренения ненависти в сердцах...

- Не сразу я полюбила Марию, - призналась перед премьерой Алена Тимкова. - С первого прочтения пьесы она была для меня жизнерадостной и веселой, и очень простой. "Я - простая, обыкновенная женщина", - говорит Мария о себе. И вот, работая над образом, я все больше погружалась в это определение героини, и от полного неприятия его, за время работы над спектаклем, дошла до любви к моему персонажу! Это очень важно - любить свою героиню, понимать ее, хотеть прожить ее жизнь на сцене. Я думаю, что только в этом случае зритель может ощутить сопереживание и быть соучастником сценического действия. Я очень хочу познакомить зрителей с Марией! В ней столько приятия этого мира, столько жизненной энергии, что, несмотря ни на какие испытания, она не перестает любить! И в этом весь "смысл" женщины, ее предназначение! Только любя, мы можем менять наш мир и наших мужчин.

Вот как раз темпераментная итальянка Мария далеко не сразу пришла к осознанию необходимости подталкивать окружающих ее мужчин к тому, чтобы они начали меняться. Из рассказа, обращенного к невидимой для нас соседке с балкона напротив, становится ясно - росла юная девушка, вышла замуж, в день свадьбы ей хотелось распевать на все лады: "Пришла любовь, пришла любовь", но на самом деле пришел только ее муж, способный затрещину отвесить и тут же потребовать выполнения супружеского долга, после чего Марии хочется самой себе дать команду "Вольно!".

Не имел в виду менять свое несносное поведение и деверь, загипсованный вследствие автомобильной аварии увалень с единственной рабочей ручищей, которой он норовит ухватить Марию за все аппетитные места (две домработницы, говорит она, уже уволились!). Еще один невидимый нам, но известный по рассказам женщины представитель сильного пола, телефонный хулиган, изводит ее, сообщая всякие мерзости, разумеется, совершенно безнаказанно. Обольстительная плоть провоцирует мужчин! В полицию обращаться бесполезно: "Меня саму еще привлекут за непристойное поведение в частной квартире!" И красотка продолжала бы терпеть все издержки своего положения ради возможности не работать, ведь муж обеспечивает семью, следит за тем, чтобы "в доме все было", но в ее жизнь пришла любовь к молодому парню, отодвинув на время тоску по нерожденному сыну, чья пустая коляска полнится только воображением героини.

Только проговорив свою историю невидимой нам собеседнице, пережив заново сладость и боль сложной ситуации, Мария встрепенется, предъявит обоснованные претензии не только наглому деверю, которого выкатит к чертовой бабушке за порог на инвалидной коляске (очень емкий, гротескный образ создает Ярослав Шиндер), но и любимому, и телефонному хулигану, а муж вот-вот вернется домой, с ним разговор впереди...

Где-то в середине своей исповеди рыжая бестия, временами неуловимо напоминающая Софи Лорен и Джину Лоллобриджиду в их лучшие времена, хлебнет вина из бутылки, язык у нее начнет заплетаться, походка станет нетвердой, сознание затуманится. Изменения освещения переносят Марию (и зрителей, конечно) в какие-то иные измерения, где бытовые заботы вершатся с ритуальной торжественностью, неторопливо и красиво, и сохнущие простыни станут подобны театральному занавесу... Итальянский драматург, конечно, без пистолета обойтись не мог, выстрел, вне всяких сомнений, раздастся. Мария в тонусе - яркая, разгоряченная, разгневанная.

Только... Не лучше ли женщинам вместо кровавого выяснения отношений со случайными попутчиками по жизни (а таковыми являются и муж, и деверь, и любовник, и тем более телефонный хулиган), самим что-то из себя представлять - учиться там, работать? Но драматургу, как и многим мужчинам, кажется, будто главное предназначение женщины - возможность занять место в семье. Да и в некрологах о хороших женщинах говорят, что они при жизни были верными женами, заботливыми матерями и бабушками, радушными хозяйками, о мужчинах же редко отзываются с тех же позиций: каким мужем был, братом, отцом, хозяином? Вот и пытаемся построить хорошую семью на женских слезах да женском терпении, получается не слишком-то прочно. Полюбив Марию (а иначе не получится), каждый зритель волей-неволей задаст себе ряд очень важных вопросов, хотя бы на время отвлекаясь от надуманных политических страстей. И за это авторам спектакля отдельное спасибо.

М. Г.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.