Номер 45 (1290), 27.11.2015
В будущем году у Раду Поклитару два значимых юбилея - двадцатилетие балетмейстерского дебюта и десятилетие создания театра "Киев-модернбалет". Перед этим была учеба в хореографических училищах Москвы, Одессы, Кишинева и Перми, работа солистом балета в Минском театре. В Белорусской академии музыки Поклитару получил специальность "балетмейстер". Им поставлены спектакли в театрах Украины, Беларуси, Молдовы, России, в том числе в прославленном Большом театре, получены премии на многих международных конкурсах. Сегодня Раду Поклитару, как говорится, находится в расцвете творческих сил. Высокопарность этой фразы искупается блестящими постановками и огромным зрительским успехом, что подтвердили очередные одесские гастроли театра "Киев-модернбалет".
Четыре года назад в нашей газете было опубликовано интервью с балетмейстером. И вот - новая встреча.
- Украина задекларировала стремление стать европейской страной. Между тем немалое количество, скажем так, европейскоориентированных проектов либо проваливаются, либо испытывают огромные трудности. Почему так происходит?
- К сожалению, я готов декларировать то, что культура в нашей стране не является приоритетом. Но ведь культура - это основа нации. И мы должны понимать, что без нее будем проигрывать любые войны. Мне очень нравится ответ Черчилля, когда во время Второй мировой войны его попросили сократить затраты на культуру в пользу армии. На что он сказал: "А за что же мы тогда воюем?"
Сейчас же мы имеем ситуацию с точностью до наоборот. Культура финансируется по остаточному принципу. На мой взгляд, это очень печально и может привести к ужасающим последствиям в самое ближайшее время.
- А как влияет на вас нынешняя ситуация - политическая, экономическая?
- Экономическая влияет сильно. Мы должны понимать, что, к сожалению, есть специфика работы. Артист балета - более конвертируем, чем драматический. Он может уехать за границу в любую секунду, потому что говорит на своего рода эсперанто. Артист же драмы говорит на украинском, на русском - и все. И акцент не позволяет ему устроиться ни в какой другой стране. Поэтому, когда возникает финансовый кризис в стране, лучшие артисты балета просто уезжают за границу.
- Но это экономика, тут все понятно. А с точки зрения творческой, каково влияние ситуации в стране?
- Я стараюсь дистанцироваться. Можно поставить "Короля Лира", и это будет абсолютно злободневно. А можно поставить спектакль "Майдан: два года спустя" - и это будет бездарно. Мне кажется, что спекулировать на современной истории - безнравственно. Особенно сейчас, на данном этапе.
- В советское время ставились балеты типа "Коммунист". Но в некоторых была очень неплохая музыка. А как вы считаете, есть ли балеты из советского прошлого, на музыку которых и сегодня можно поставить яркий спектакль?
- Недавно я переслушал очень большое количество такой музыки, но шедевров мало. Из авторов, которые и сейчас востребованы и пишут балеты, я могу назвать Родиона Щедрина. Это наш современник, человек, который сочиняет гениальную музыку.
- Но вот поставил же Владимир Васильев "Красный мак" Глиэра...
- Мы просматривали спектакль. Получилось замечательно. Но режиссер "горел" этой музыкой. Я не горю, это не мое.
- Как возникает чувство горения музыкой?
- Слушаешь и горишь. Либо не горишь. Тут должна возникнуть какая-то химия.
- Вы довольно часто приезжаете в Одессу. И в этом году для фестиваля своих постановок выбрали наш город...
- Одесский театр оперы и балета - это культовая вещь для культуры всего мира. Мы должны понимать, что подобных театров очень мало. Я за свою жизнь бывал в очень многих театрах, но красивее одесского не видел. В этот храм искусства приятно принести свое скромное театральное подношение.
- На какого зрителя рассчитаны ваши спектакли?
- На многочисленного.
Я много раз повторял, что мы не имеем права выбирать зрителя. Мы не имеем права его критиковать и обсуждать. Потому что мы являемся сферой обслуживания. Ну кому приятно прийти в магазин, чтобы купить сосиски, а тут продавец выбирает, хороший ты покупатель или нет?! Продавец просто обязан продать сосиски. А мы просто обязаны показать хороший спектакль. Если спектакль сделан правильно, ни один человек из зала не уйдет. Это аксиома.
- Одесская публика вам нравится?
- Еще раз повторяю: артист не имеет права оценивать публику. Могу сказать из своего опыта, что существуют мифы, будто южане принимают лучше, чем северяне. Но вот мы выступали на очень крупном международном фестивале в Эстонии, который проходит в удивительном месте - старой полуразрушенной церкви. Эстонцы холодные вроде бы, но после спектакля они топали ногами и орали. Вот это было замечательно! Публика всегда права.
- Насколько ваши балеты меняются со временем?
- Они меняются, и это парадоксально, потому что я не меняю в них ни одного движения. Балеты меняются сами по себе - как живые организмы. И не только от того, что вводятся в них новые артисты. Мы должны понимать, что и зритель меняется. Сегодняшние аплодисменты в неожиданном месте побуждают артистов в следующий раз чуть педалировать это место в ожидании таких же аплодисментов.
- Вы пришли на встречу со своим четвероногим, как я понимаю, другом. Расскажите о нем.
- Его зовут Оскар. Это самая балетная собака в мире. Он проводит со мной все свободное время, благо, у него оно все свободное. Вот проводил я кастинг в Одесском театре, и Оскар тоже отбирал артистов. Единственная проблема: он жуткий бабник и готов отбирать только девочек. Мальчик ему ни один не понравился.
Беседу вел Александр ГАЛЯС.
Фото Оксаны СИТИНСКОЙ.