Номер 44 (1338), 18.11.2016

ИГРАЕТ, ИГРАЕТ ОРГАН...

Так вышло, что только сейчас я впервые побывала на органном концерте. Он проходил в рамках Одесского международного фестиваля органной музыки, в котором принимали участие музыканты из Италии, США, Нигерии и Украины.

Я слушала музыку в исполнении итальянского музыканта Сальваторе Пронести. Как оказалось, маэстро не только музыкант, он создал лавку для технического обслуживания органов, получил право на формирование школы мастеров. А что касается музыки, то наш итальянский гость приверженец спонтанности в музыке, любит импровизировать.

В первом произведении, сыгранном им, маэстро постарался передать впечатления об Одессе человека, который попал сюда впервые. В этой импровизации можно было ощутить, что он прибыл в Одессу со стороны моря и почувствовал наш город, как гудок корабля, с которого и начинается само произведение. Прогулка описала впечатление о людях, архитектуре и природе. Из сыгранного было понятно, что турист чувствует себя в Одессе спокойно, его ничто не напрягает.

Далее у нас была возможность окунуться в итальянскую культуру благодаря лирическим мелодиям. Следующая композиция была связана с китайской культурой; в ее основе - история о том, какие чувства испытывал путешественник Марко Поло, когда увидел китайскую девушку. Следующее произведение подарило "экстремальное наслаждение" от Россини. Несмотря на такое представление, композиция активизировала нежные и сладкие чувства.

Самой неожиданной для меня стала игра на органе при помощи одних ног. Это было восхитительно - хрупко, ласково и деликатно. Сам органист рассказал, что в Италии есть выражение "играть ногами", что означает "по-медвежьи, нелепо". Но в сочетании мощного органа и ловких ног это производит яркое впечатление.

Изюминкой концерта стала цепочка музыкальных отрывков из фильма "Крестный отец", которая отнесла нас в Сицилию - место обитания итальянской мафии. А завершился концерт мелодией "Ах, Одесса" и гимном Украины, во время которого весь зал встал.

Во время концерта я обратила внимание на слушателя, который все время что-то записывал у себя в блокноте. Как оказалось, он отмечал названия композиций и свои эмоции, которые испытывал при прослушивании. Ярче всего он раскрыл мысли об отрывке из оперы Россини "Моисей в Египте". Мне при прослушивании вспомнился первый бал Наташи Ростовой и ее переживания на нем, а вот этому молодому человеку была ближе Чечня во время войны, хотя он в тех военных действиях не участвовал. Другой слушатель рассказал, что больше всего ему понравилась импровизация об Одессе, потому что он и сам представил, как каждый день ходит маленькими улочками, видит сонных людей, слышит шум прибоя и возмущения чаек. А вот женщина высоко оценила романтическое произведение Россини, слушая которое, она как бы вернулась в молодые годы.

А я поняла, что орган - это инструмент, который дарит силы мысли, духу и телу, но в то же время может быть нежен и мил.

Анастасия ВЛАСОПУЛО.