Номер 44 (1239), 14.11.2014

ТОМИТ НЕСЫГРАННАЯ РОЛЬ И НЕНАПИСАННАЯ КНИГА...

Герой одной из популярных оперетт сравнивал свою жену с прочитанной книгой, которую можно беречь, переплетать, но перечитывать уже неинтересно. А может ли надоесть... ненаписанная книга? Думается, нет! Олег Савченко, руководитель корпорации клоунов "Настроение" и кабаре "Буффон", в очередной раз играет свой моноспектакль, как и представляющий собой книгу, которой нет ни в бумажном, ни в электронном эквиваленте. Только в сценическом...


Актер долго приглядывается к публике в крошечном зальчике-подвальчике, поясняет, что у него моноспектакль в полном смысле этого слова, на самом деле "моно", ведь, кроме него, никто музыку не включает, свет не переключает и не говорит зрителям строго: "А теперь покиньте помещение...".

- Я вчера был на моноспектакле, там все было, звукорежиссеры, осветители, бабушки-билетерши... Подождите, сейчас мелодию нужную найду, у меня же моноспектакль, не то что у некоторых, - ворчит кудрявый клоун, готовя все необходимое.

Наш герой внешне может быть серьезным, даже стеснительным, но смешным при этом, а то вдруг его изнутри что-то такое взорвало - и возникла ведущая кулинарного шоу Бетти Бу с ее коронной фразой "Сырком по яйцам!". Бетти Бу порвала зал Дома клоунов на последней "Комедиаде", первые ряды раскрывали зонты, чтобы уберечься от выплесков муки, яиц и прочих ингредиентов безумной поварихи, месившей тесто с нечеловеческой силой и экспрессией. Свое творческое кредо Олег, пожалуй, сформулировал в новогодней детской постановке "Морозко", сам и озвучил: "Не хочу становиться ни на чью сторону, хочу быть клоуном!". И в самом деле, клоун желает по-настоящему одного: оставаться в своем амплуа. Даже когда пробует себя в драматургии. Конечно, можно не торопиться ставить знак равенства между лирическим героем моноспектакля и конкретной творческой личностью Олегом Савченко, но все эти шутовские репризы, забавные сценки, стихи и песни не могли бы родиться у "сурьезного" автора. Это клоунская пьеса, тем и хороша. И она всегда будет оставаться немного недописанной, как жизнь...

- Для меня быть клоуном - значит быть максимально свободным человеком, свободно выражающим себя и имеющим смелость хотеть того, чего он хочет, - говорит Олег. - Клоунада близка к детскому дурачеству; не следует долго репетировать, чеканить какие-то мизансцены, чем больше нескладух, тем веселее публике! Стараемся побольше веселиться за кулисами, на репетициях. Одно время ударялся в философию, но вовремя вспомнил о главной задаче клоуна - развлекать. Свой моноспектакль "Книга, которую я не написал", хоть он развлекательным не является, буду показывать время от времени, это важный для меня был эксперимент, и он не окончен.

Сегодня Олег в ударе - смена рассказов-настроений обозначается отрывом кусков бумаги от рулона, торчащего из печатной машинки: "Как чек... Да вся наша жизнь - сплошные чеки...". Да уж, за все платим в этой жизни, ну так как же не пофантазировать о прекрасной незнакомке, которая сама на улице заговорит, в ресторан поведет за ее счет, сама в богатую квартиру с офигенным видом из мансарды пригласит, оставит на белоснежной постели ночевать, а наутро сварит кофе по-польски и яичницу прожарит именно так, как любишь... "Дурне спить, дурне й сниться", - не раз этот отрезвляющий рефрен прозвучит в спектакле. Знаем мы эту клоунскую любовь - только со стороны смешно и весело, а на самом деле грустно, ведь клоун любит только свою профессию, запомните, милые дамы!..

...Перед нами мелькают сельские типажи и времена года в деревне, толкователь снов с Молдаванки, смена состояний и настроений, от безудержного хохота до ностальгических слез. Миниатюры нанизываются друг на друга, "чеки" отрываются все быстрее, зрителям демонстрируется якобы вышедшая в свет книга автора-исполнителя... О, это же достижение, можно предъявить друзьям и судьбе: "Я написал и издал книгу!". Клоун выходит за кулисы и тут же возвращается, чтобы изобличить самого себя перед зрителями в непарламентских выражениях, дескать, и книга - пустая тетрадка в суперобложке, и слезы были ненастоящими - разрезанную луковицу прятал за пишущей машинкой, и вообще, такой-сякой, ничего не достиг. Разойдясь не на шутку, словно все та же Бетти Бу, Олег мечет об пол луковицу, рвет душу в клочья и кается перед залом, нет никакой книги...

Но зачем клоуну книгу писать? Лучше играть ее перед нами, зрителями, в который раз произвольно изменяя содержание, смещая акценты. Ведь если Олег Савченко и напишет когда-нибудь какую-нибудь книгу (вот другой замечательный клоун Георгий Делиев и картины пишет, и песни, и на гитаре играет), он больше не сможет играть моноспектакль о ненаписанной. А это будет жалко. Книг - вон, целое море, пыль собирают по углам, хороших моноспектаклей куда меньше. Ненаписанная книга Олега Савченко находится в том же ряду, что и моноспектакли Евгения Гришковца, отменившего посредника между собой и зрителем. Только Олегу посредник тем более не нужен, он автор и исполнитель в одном лице по праву. Ибо нет исполнителя на театральных подмостках лучше клоуна! Кто еще так владеет своим телом, кто умеет быть предельно выразительным и точным в самых коротеньких репликах? Клоунская выучка дорогого стоит. Так что посоветуем поклонникам жанра и артиста следить за афишами, не пропуская возможности заново перелистать ненаписанную книгу Олега Савченко.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.