Номер 24 (1269), 3.07.2015
(Продолжение. Начало см. "Порто-франко" от 26 июня.)
Фестиваль "ODESSA CLASSICS" стал резонансным событием культурной жизни не только нашего города, но и Украины. Таким его сделало участие "звезд" мирового уровня и редкостно широкая палитра программы, в которой сочетались концерты, выставки, дискуссии, мастер-классы. Музыкальные критики и журналисты разных стран уже дали высокую оценку одесскому форуму. Мы же в своем репортаже решили сделать упор на мнениях зрителей.
11 июня.
Литературный музей.
Выставка "Святослав Рихтер и Одесса"
Куратор этого проекта Юрий Дикий представил уникальную коллекцию материалов, посвященных выдающемуся пианисту. Формально выставка была посвящена столетию со дня рождения С. Рихтера, но для Ю. Дикого это был лишний повод напомнить, что как музыкант С. Рихтер формировался именно в нашем городе. Уже много лет одесский музыковед всеми доступными ему способами опровергает распространенную точку зрения, будто С. Рихтер не любил Одессу, где не нашел признания своего дара и где трагически погиб его отец.
В самом деле, музыкант, который выступал даже в отдаленных уголках российской провинции, чуть ли не в сельских клубах, ни разу после своего отъезда в Москву не выступал в Одессе. Другие выдающиеся мастера, чей талант был взращен в нашем городе, такие, как Д. Ойстрах и Э. Гилельс, хотя бы изредка, но давали концерты на своей "малой родине". С. Рихтер не то что не концертировал, он вообще не приезжал в Одессу. Так что основания для приведенной выше точки зрения имеются, и довольно-таки весомые. Но Ю. Дикий упорно доказывает: это не так. И приводит цитаты из писем С. Рихтера и воспоминаний о нем. Об этом он говорил и в своем страстном монологе на открытии выставки.
Мнения посетителей
Петр: "Выставка очень интересная и познавательная. Узнал для себя много нового о Рихтере, особенно о его одесской юности".
Наталья: "Профессор Дикий - настоящий фанат в хорошем смысле слова. Его деятельность по популяризации творчества Святослава Рихтера заслуживает всяческого уважения. Вот если бы у каждого выдающегося одессита был такой преданный исследователь!"
Вера: "Эта выставка очень хорошо вписывается в контекст фестиваля. Она позволяет музыкантам расширить кругозор, а это для творчества очень полезно".
11 июня.
Литературный музей.
Концерт пианиста Сергея Терентьева
при участии поэтесс Елены Боришполец
и Влады Ильинской
С. Терентьев считается одним из самых виртуозных пианистов Украины. С равным успехом он исполняет классическую и джазовую музыку, причем в одном концерте. Что неудивительно, ибо музыкант получил прекрасное академическое образование в школе имени П. С. Столярского, а затем в Одесской консерватории у знаменитого педагога Людмилы Гинзбург. Джазом же С. Терентьев увлекся в юношеские годы и фактически самостоятельно прошел первые этапы обучения этому искусству. Чему в немалой степени способствовала работа в одесских ресторанах и на судах ЧМП. Джазовые же "университеты" пианист прошел в оркестре легендарного Олега Лундстрема. Но в 1983 году музыкант вернулся на родину, стал солистом Одесской филармонии, с успехом выступая с программой "От классики к джазу". Работал он и за границей, принимал участие в джазовых фестивалях, и, как утверждают знатоки, критики нескольких европейских стран прозвали его "маэстро шёлковые пальцы".
Неудивительно, что Золотой зал Литмузея был заполнен до такой степени, что пришлось ставить дополнительные стулья. Судя по откликам слушателей, музыкант оправдал их ожидания. Не потерялись на его фоне и поэтессы.
Мнения слушателей
Юрий: "Сергей - уникальный музыкант. Поэтому у него такие концерты, такие почитатели, и я в том числе. Радует то, что он продолжает играть, несмотря на возраст".
Владимир: "Впервые услышал Терентьева десять лет назад и с тех пор являюсь его поклонником".
Наталья: "Сейчас такое время, что нужно больше положительных эмоций. И эти классические вечера поднимают настроение".
Татьяна: "У меня просто нет слов. Для меня пока нет музыкантов, которые бы мне нравились больше. Я закрываю глаза, и мир вокруг будто не существует. Я счастлива, что Терентьев в Одессе, играет для одесситов, для гостей города. Одесса - это же не песни блатные, а центр культуры, медицины, музыки. Я вижу, что всё идёт к тому, что Одесса станет центром музыкальной культуры для всей Европы".
Екатерина: "Музыка потрясла меня, а поэзия закрепила это чувство".
Светлана: "Еще один прекрасный фестивальный вечер, еще одна встреча с замечательным Сергеем Терентьевым. Конечно, мы шли "на Терентьева", но две молодые одесские поэтессы оказались приятным бонусом".
11 июня.
Большой зал филармонии.
Майкл Гуттман (скрипка, Бельгия) и Алексей Ботвинов (фортепиано).
В программе: Йоханнес Брамс "Скерцо", Сезар Франк "Соната",
Арво Пярт "Fratres", Сергей Прокофьев "Соната № 2"
Выступление Майкла Гуттмана открыло для одесситов новое имя, хотя этот музыкант принадлежит к элите мировой скрипичной сцены. "New York Times" описывает его игру как "невероятно богатую красками и красотой звука", а "Yerusalim Post" называет М. Гуттмана "Шагаллом скрипки".
У этого музыканта интересная биография. Он родился в Брюсселе и в десятилетнем возрасте стал самым молодым за всю историю студентом, поступившим в Королевскую консерваторию Брюсселя. Затем были годы обучения в Джульярдской школе - одном из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки, которое расположено в нью-йоркском Линкольн-центре. Там его преподавателями были Дороти Делэй, Феликс Галимир и солисты Джульярдского квартета. А главным учителем стал великий Исаак Стерн - один из крупнейших академических музыкантов XX века. Одним из учителей И. Стерна был Наум Блиндер, который, в свою очередь, учился в Одессе у Петра Столярского и Александра Фидельмана, а в 1913-1920 гг. преподавал в Одесской консерватории. В силу такого творческого родства Майкл Гуттман считает себя продолжателем одесской исполнительской традиции.
Бельгийский музыкант записал ряд альбомов с оркестрами "Филармония", Лондонским филармоническим и Королевским филармоническим; компания "Би-Би-Си" транслировала их в 110 странах мира. М. Гуттман выступал и с сольными программами в крупнейших залах мира, в ряде международных фестивалей на трёх континентах. Приверженец современной музыки и стиля кроссовер (так называется своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп-, рок-, электронной музыки), он сотрудничал с такими американскими композиторами, как Лукас Фосс, Дэвид Эмрам и Филип Гласс. В 2012 году М. Гуттман участвовал в мировой премьере Двойного концерта для скрипки и виолончели Гласса с Филармоническим оркестром Гонконга, после чего был приглашён выступить в Карнеги-холле на фестивале оркестров США "Музыка весной". Также М. Гуттман выступает в главных концертных залах Европы, Америки и Японии; сотрудничает с такими музыкантами, как Марта Аргерих, Питер Серкин, Юрий Башмет, Джеймс Галлвэй и др.
Майкл Гуттман - главный дирижёр Брюссельского камерного оркестра, руководитель Парижского Камерного оркестра, примариус струнного квартета имени Арриаги и Танго-квартета Майкла Гуттмана, музыкальный руководитель международного фестиваля Pietrasanta in Concerto в Тоскане. Правительство Бельгии отметило заслуги маэстро перед современной бельгийской музыкой наградой Trophйe Fuga.
Даже этот перечень свидетельствует о том, музыканта какого класса удалось "заполучить" на одесский фестиваль. Но, какими бы ни были прошлые заслуги, а уровень исполнителя выясняется на каждом концерте - здесь и сейчас. Судя по реакции зала, слушатели остались довольны знакомством.
Мнения слушателей
Нелли: "Замечательное исполнение! Техническое мастерство безупречно. Эти два музыканта достойны большого уважения, огромное им спасибо!"
Оксана Петровна: "Я очень давно, как выразилась моя внучка, "не ходила в концерты", и сейчас получила массу удовольствия! Теперь буду ходить в филармонию чаще".
Мария: "Великолепная игра исполнителей, шикарные произведения. Удовольствие неописуемое!"
Алексей: "Я обратил особое внимание на руки пианиста. Они были удивительным образом созвучны музыке. Пластика очень красивая. Красота заключалась в комплексе: в изображении (движении рук) и в звуке инструмента".
Яна: "Так вышло, что, хотя я довольно часто бываю на концертах в филармонии, Алексея Ботвинова слышала впервые. Должна сказать, что это было волшебно. Даже сейчас, несмотря на то, что концерт закончился, не хочется уходить".
Дарья: "Я не умею красиво говорить, но одно скажу точно: игра музыкантов, особенно скрипача, зацепила".
Михаил Серебрин, совладелец гостиницы "Женева": "Прекрасное продолжение фестиваля Odessa Classics - на сцене маэстро Алексей Ботвинов и великий Майкл Гуттман. Аншлаг, восторг, трижды на "бис"! Большая честь для нас быть официальными партнерами такого события".
Татьяна Маркова, директор Департамента культуры и туризма горсовета: "Впечатления просто потрясающие, потому что это великолепные музыканты. Гуттман - чудесный гость, которого Одесса никогда не слышала. Для нас это очень важно и интересно. А сам фестиваль - знаковый для Одессы".
Феликс Кохрихт, журналист, культуролог: "Алексей Ботвинов, потрясающий солирующий музыкант, одинаково хорош в отдельных концертах и концертах с оркестром, разными ансамблями. Такие люди, как правило, отличаются особым бойцовским характером и определённым творческим эгоизмом. Какого же было моё удивление, когда я увидел, что он взвалил на себя чудовищную ношу - создание фестиваля такого уровня и масштаба, к тому же в воюющей стране. На моих глазах Ботвинов ринулся в этот бой - сражался за спонсоров, сумел пригласить в Одессу выдающихся музыкантов. Не скрою, что среди них были и люди, которые побоялись приехать, опасаясь, что здесь может быть небезопасно. Но есть и смелые люди, в том числе и скрипач из Бельгии, музыканты из Эстонии. И мы сегодня стали свидетелями триумфа".
Лидия Голубенко, декан факультета романо-германской филологии ОНУ им. Мечникова: "Скажу одной фразой: "Я рада, что в Одессе королевой является музыка!"
(Продолжение следует.)
Подготовил Александр ГАЛЯС.
Опросы проводили Екатерина БУТЕНКО,
Анастасия РОБУЛЕЦ, Оксана СИТИНСКАЯ.
Фото О. СИТИНСКОЙ.