Номер 37 (1381), 6.10.2017

ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ

Пятница, около шести вечера. Уик-энд. Впереди выходные, можно расслабиться?

К остановке "Улица Большая Арнаутская" подходит серебристый трамвай пятого маршрута. Народ возвращается из Аркадии, Отрады и прочих пляжей.


Из передней двери, не спеша, спускается благообразная прилично одетая бабушка, возраст которой между "за семьдесят" и "ещё нет восьмидесяти". Тут же, не отвернув ни сантиметра от вагона, сия старушенция начинает переходить трамвайные пути впритирку к трамваю. Для водителя это зона ограниченной видимости, кроме того, как было видно из ещё раскрытой двери, этот герой аккурат что-то важное "перетирал" с кем-то по мобильному телефону.

Итак, двери закрываются, старушка ступает поперёк трамвайного пути, водитель её плохо видит и начинает движение.

В те доли секунды, когда это происходит, немногочисленные свидетели даже не успевают что-то сказать. Они замерли от ужаса.

К счастью, в этот день звёзды располагались благосклонно к нашей героине: в считанных сантиметрах от неё водитель затормозил, раскрыл передние двери и, не отняв от щеки мобильник, высказал всё, что он думает о старушке.

И что вы думаете? В ответ она стала не извиняться, а оправдываться - мол, думала, что успеет перейти. Ну да, у неё такой способ думать, "не повернув головы качан", как писал когда-то классик.

Давайте извлекать урок из этого случая. Недавно под колёсами трамвая 28-го маршрута серьёзно пострадала (лишилась ноги) молодая женщина, говорившая по мобильному (или слушавшая музыку) как раз в момент приближения трамвая.

Правила дорожного движения (ПДД) вроде бы ещё не регламентируют поведение пешеходов, совмещающих пересечение проезжей части, трамвайных путей, нахождение на остановочных комплексах пассажирского общественного транспорта и тому подобное с разговорами по телефону. Значит, должны быть включены какие-то иные механизмы защиты человеческой жизни по принципу fool proof ("защита от дурака"). Например, все без исключения телефоны могут быть (должны быть?) снабжены устройством или программой выдачи тревожного сигнала о пересечении проезжей части, трамвайных путей, нахождении на остановочных комплексах пассажирского общественного транспорта и т. п. (а представляете, как было бы здорово вовремя получить подсказку: "Справа по курсу, 45о, удаление 75 сантиметров, карманник-щипач...").

Кстати, ПДД регламентируют использование водителями телефонов, вышеописанный случай - яркая иллюстрация нарушения водителем ПДД. К счастью, это нарушение быстро исчерпалось и осталось без отрицательных последствий. Но выводы сделать обязаны любые физические и юридические лица, имеющие отношение к указанной проблеме.

В частности, мобильные телефоны в транспортных средствах (ТС) (троллейбусы, трамваи, автобусы) могут работать в режиме hands free ("свободные руки") и ГГС (громкоговорящая связь), только если пользование ими не отвлекает от управления ТС.

В компетенции операторов мобильной связи, а также производителей приложений к смартфонам - внедрение АЛАРМ-систем, или тревожных систем, автоматически выдающих пользователю предупреждения о зоне опасности, в которой он находится.

Многие трамваи и троллейбусы Одессы уже снабжены сервисом Wi-Fi. На очереди куда более важный сервис - сервис защиты человеческой жизни.

Остаётся в тени снижение защищённости пользователей, увлечённых интернетом, музыкой или телефонной беседой, от посягательств криминальных особ на их карманы, портмоне, сумки и т. п.

И наконец, просветительский момент: должна быть поднята мощная общественная волна против бездумного использования телефонов, смартфонов в обстоятельствах, угрожающих жизни, здоровью, материальному и моральному благополучию пользователя.

Леонид БЕНДЕРСКИЙ.