Номер 18 (1312), 20.05.2016

КРЫСА В КАРМАНЕ
И ДРУГИЕ СЮРПРИЗЫ
НОВОЙ МУЗЫКИ

22-й международный фестиваль искусств "Два дня и две ночи новой музыки" в Одесской филармонии снова привлек музыкальных гурманов, готовых полуночничать ради пополнения слушательского багажа.

Придумывая такую форму проведения фестиваля, в которой нельзя поделить происходящее на концерты, одесский композитор Кармелла Цепколенко стремилась и удешевить проведение мероприятия, и создать концентрированную среду, где расстояние между исполнителем и слушателем минимально. Конечно, это во многом фестиваль "для своих", но кто скажет, будто музыкальная Одесса этого не стоит?! Культурные институции Европы, да практически уже всего мира помогают, обеспечивая проезд музыкальных представителей своих стран, а в Одессе их всегда очень ждут и тепло принимают. Магнитом служит, разумеется, личность Кармеллы, талантливой, яркой, теплой в общении, успешной в профессии женщины.

- Задуманный как инновационный проект наш фестиваль, соответственно, был решен как новая форма представления, в которой должна быть создана собственная атмосфера. По нашему представлению, это должен быть зал, со сценой посредине, вокруг которой располагается публика, удобно сидя за столиками. Нечто соответствующее нашей концепции было представлено на первых фестивалях в здании бывшего кинотеатра "Украина". Но затем это помещение после пожара было переоборудовано и не представляло интереса для нас, пришлось проводить фестиваль в здании Одесской областной филармонии, помещение которой несколько противоречит изначальной концепции. Но мы нашли компромиссное решение. Чтобы сохранить атмосферу единого пространства исполнителей и зрителей, ночную часть программы проводим в фойе филармонии, создавая там соответствующую духу фестиваля атмосферу. В нашем городе, к сожалению, не построено ни единого современного концертного зала, обладающего всеми необходимыми атрибутами для исполнения академической музыки. Единственный концертный зал Одесской филармонии, который существует в городе, изначально был построен не для этих целей, только впоследствии был переоборудован в концертный зал. Тем не менее это один из лучших, если не самый лучший, концертный зал Украины. Но... со времен постройки этого здания прошло более ста лет, население города возросло в десять раз, есть о чем задуматься, - говорит Кармелла Семеновна.

С четырех часов дня музыканты и публика находились в Большом зале филармонии, а с наступлением темноты перебирались на камерную площадку в нижнем фойе, куда обычно попадают ради того, чтобы оставить пальто в гардеробе, выпить кофе в буфете, и так далее. В этом году странами-участницами стали Австрия, Азербайджан, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Эквадор, Израиль, Иран, Испания, Италия, Корея, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Словакия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чили, Япония. Бессменный президент фестиваля Бернхард Вулф привез ансамбль студентов-перкуссионистов из Фрайбурга, как всегда, покоривший мастерством, тонким чувством ритма, инновациями. В программе минутных мини-моно-опер, сочиненных студентами-композиторами украинских музыкальных академий, эффектно выступал босиком бас-баритон Руперт Бергман из Австрии. Аккомпанировал ему в этих десяти операх одесский ансамбль современной музыки Senza Sforzahdo под руководством Александра Перепелицы.


Одна из опер, носящая название "Уменя есть крыса в кармане, или Маленькая недетская неожиданность" (автор - Антон Стук), позволила колоритному австрийцу использовать в качестве реквизита маленькую резиновую крыску - певец доставал ее из кармана, сажал себе на голову и даже бросал ею в подходящую к сцене Кармеллу Цепколенко, а та с визгом убегала... Шутки шутками, но в мини-операх соблюдалась тенденция максимальной речевой выразительности, особенно в сочинении Анны Копейки "Вулкан Эйяфьятлайокютль (Ледник Островных гор)" - сложное географическое название распевается на все лады, голос возвышается, все ждут "извержения", но раздается лишь шипение... Все помнят, как едва ли не был сорван фестиваль означенным вулканом, когда тот лишь за день до открытия прекратил свое извержение, а из-за дымовой завесы участникам пришлось не лететь напрямую, а добираться наземными видами транспорта до работающих аэропортов...


Не только Руперт ходил по филармонической сцене босиком, были и босоногие танцовщицы, воплотившие хореографию Юлии Твориловой под музыку бельгийца Пиета Сверца "Клонос" для альтового саксофона и фортепиано. Пианистка Марианна Лакарен и саксофонистка Анна Степанова вместе с актрисой Кариной Шрагиной помогли девушкам передать переживания лирического героя, который размышляет: "Там, на дне, себя я встречу и скажу себе: "Привет". В поисках собственного "я" (или чего-нибудь еще) танцовщицы извивались очень соблазнительно.

Электронику пополам с видеоартом представили литовские гости Витаутас В. Юргутис и Вацловас Невчесавкас (Metroscan-проект). Вроде бы в рамках традиционных инструментов остался финский дуэт Микко Раасакка (кларнет) и Антти Вахтола (фортепиано), но в момент исполнения произведения хозяйки фестиваля Кармеллы Цепколенко "Дуэль-Дуэт № 7" пианист взял в руки обернутые поролоном молоточки и играл на струнах раскрытого рояля, словно на цимбалах, получилось гулко, красиво, завораживающе. Обогащая находками друг друга, современные композиторы и исполнители каждую весну делятся самым интересным в Одессе, и, по крайней мере, в этом сохранена стабильность - годы идут, а фестиваль живет, не как череда концертов, но как целостное произведение современного искусства.

Виолетта СКЛЯР.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:

- Руперт Бергман и его "партнерша";

- танцующие "босоножки".