Номер 39 (1234), 10.10.2014

ЕГО ЛА СКАЛА ОБЛАСКАЛА

Петр Остапенко учит оперные партии, заказывает пиццу и скучает по борщу, а делает он это все в Милане. Ведь там находится Академия театра Ла Скала - отличная школа для оперных певцов, в которую попасть не так-то просто, а удержаться еще сложнее. А Петр там стажируется уже второй год. Напомним, что в прошлом году выпускник Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского баритон Петр Остапенко, ранее окончивший отделение теории музыки Одесского училища искусств и культуры имени К. Ф. Данькевича, прошел строгий отбор и уехал в Милан. А на летних каникулах Петр вновь посетил Одессу.

Родом Петя из Купянска, где и сейчас живут его родители. А в нашем городе живет дядя певца, оперный солист Владислав Горай. Непререкаемыми авторитетами для Петра долгое время были его наставник по Киевской консерватории Анатолий Мокренко, а также знакомый ему только по записям выступлений советский баритон Павел Лисициан. Сейчас он перенимает секреты мастерства у ведущих оперных солистов Европы и мира.


ПИЦЦА ЕСТЬ, ТАК НЕТ БОРЩА...

Как же сложилась жизнь Петра в Милане? В плане быта - вполне благополучно (период акклиматизации сначала сказался на самочувствии, потом все наладилось). Ведь академия оплатила аренду квартиры, где можно самому готовить себе еду. Правда, набор продуктов для украинского борща в продаже отсутствует, и пиццу на ее исторической родине печь было бы нелепо, лучше заказать. На украинском рынке можно разжиться кое-какими отечественными деликатесами, а заодно послушать родную речь. Учеба идет строго на итальянском. Причем Петр понял, что тот итальянский, на котором поют в наших театрах, и тот, на котором реально говорят и поют в Италии, - это два разных итальянских языка! Первое время его сокурсница Аличе истерическим хохотом встречала любые Петины попытки говорить по-итальянски. Педагог русского не знает, в самых сложных случаях помогали с переводом парень из России и девушка из Грузии.

Чтобы состояться на мировой сцене в качестве оперного певца, необходимо владеть в совершенстве как собственно языком Данте, так и классическим итальянским оперным репертуаром, а это далеко не только популярные у нас "Травиата", "Риголетто" и "Мадам Баттерфляй"...

РАСШИРЯЕМ ГОРИЗОНТЫ С "ЭДГАРОМ" И "ДОНОМ СЕБАСТЬЯНОМ"

- В мой белькантовый репертуар вошла прекрасная лирическая ария из оперы Доницетти "Дон Себастьян", у этого композитора потрясающий героический репертуар есть, нам незнакомый, - рассказывает Петр. - Но мы же и вердиевские оперы далеко не все знаем, итальянцам этот репертуар ближе, а в наших театрах значительная доля принадлежит отечественному репертуару. Ла Скала всегда забита публикой; редко есть в продаже билеты, кстати, их цена от 13 до 250 евро (это уже партер либо царская ложа). Самые дешевые билеты продаются в день спектакля, их приблизительно 120, и существует предварительная очередь на запись, выдают номерки. Я сам на "Травиату" с Дианой Дамрау выстоял пять часов, человек 300 было в очереди. Все стояли, надеялись, ведь, кроме дешевых билетов, можно примерно за 40 евро приобрести лучшее место, если на него вдруг сняли бронь. Там существует традиция открытых спектаклей, у нас это называется "сдача", "прогон", "генеральная репетиция", у них - generale. Это делается на зрителя, предполагается, что будут накладки, правда, там принято на такие спектакли продавать билеты стоимостью 8 евро максимум. На академию театр выделяет бесплатные билеты. Я побывал на всех оперных постановках сезона, в том числе на авангардной "Травиате" в постановке Чернякова, которая вызвала негодование значительной части публики, топавшей ногами и кричавшей: "Бу-у-у!" ... Сейчас во избежание нештатных ситуаций и провокаций в Ла Скала не дают русских опер, оставили в репертуаре только балеты Чайковского.

Учебный процесс на наш непохож, говорит певец. Нормальной практикой является разучивание по нескольку партий, пригодится в творческой деятельности. В Европе ведь мало репертуарных театров, на конкретную постановку исполнителей проводится прослушивание, спели четыре-пять-десять человек, выбрали лучшего, подписали контракт.

Даже на уровне академии певцы ощущают необходимость работы над собой, ведь прославленное учебное заведение заинтересовано в том, чтобы выпускники впоследствии добились результатов. В Европе важно, кого ты выпускаешь. В конце первого курса троих, увы, отчислили. Петру осталось успешно завершить учебу на втором курсе. Зато и результат учебы в Европе открывает такие перспективы, о каких, может быть, певец раньше и представления не имел.

"МАРЕ БЕЛЛА ДОННА, ДОННА БЕЛЛА МАРЕ..."

Отвлекаться на любовь молодому человеку, как ни странно, не приходится - Петя установил, что украинские девушки гораздо красивее итальянок. Видимо, все местные красавицы тут же трудоустраиваются в шоу-бизнесе и просто так по улицам не ходят, ведь любая идущая по Милану красивая итальянка оказывается украинкой или россиянкой. Но это и к лучшему, учеба прежде всего! Много соотечественников пришли на президентские выборы, которые проходили в консульстве в Милане, туда явились более 20 тысяч украинцев. Огромнейшая очередь выстроилась...

Студенты часто выступают перед местной публикой. Два концерта за истекший сезон состоялось в Ридотто Артуро Тосканини, это камерный зал в здании Ла Скала, по вместимости - как зал Одесской консерватории. Там проходят концерты камерной музыки. Музей Багатти-Вальсекки, камерная сцена - еще одна площадка, где выступал Петр Остапенко. У академии есть перечень запланированных концертов, но на сцену не выпускают всех студентов - кто-то ездил в Бельгию, пять человек - в Германию на фестиваль в Бад-Киссингене, ряд концертов по Милану. Некоторые студенты ездили по Италии, даже в Корею и Бельгию, Петр выступил в Германии.

Довелось певцу участвовать в двух концертах под фортепиано с известным концертмейстером Винченцо Скалера. Когда Петя узнал, что он с самим Хосе Каррерасом работал и с Ренатой Скотто, и с Андреа Бочелли, начал жутко нервничать, хотя до этого прекрасно общались. Под рояль Петр подготовил для концертного исполнения сцену Лепорелло из моцартовского "Дон Жуана", с оркестром - арию Франка из малоизвестной у нас, но весьма интересной (по драматургии - это вообще почти "Кармен"!) оперы "Эдгар" Пуччини. Занятия в академии строятся в форме мастер-классов. Их дают известнейший итальянский баритон Ренато Брузон, тенор Хуан Диего Флорес, колоратурное сопрано Лучана Серра. А еще в академии преподают Массимо Кавалетти (выпускной спектакль "Севильский цирюльник" с ним ставили), сербский баритон Желько Лучич, но Петя с ними в работе еще не встречался. "Даст Бог, буду петь с Кавалетти "Севильский цирюльник" следующим летом", - надеется певец. Практически перевернула представления Петра об оперном пении еще одна преподавательница, Лучана д'Интино - одна из наиболее востребованных меццо-сопрано современности. Критика называет ее "золотым бельканто Италии". Некоторое время Петр Остапенко пел одну фразу по-старому, вторую - по-новому, но в конце концов стал соответствовать всем требованиям наставницы. Хотелось бы выйти на сцену Ла Скала не в концертной программе, как уже было, а в спектакле, это же просто бесценная была бы строчка в резюме. Загадывать не хочется, надеяться можно... В оперном искусстве нередко важную роль играют случайности. Под руководством Брузона Петя разучил партию Марселя из "Богемы" Джакомо Пуччини - может, с нее начнется восхождение на оперный Олимп?.. В любом случае, в "Богеме" на сцене Одесской оперы Петр мог бы блеснуть по окончании учебы в Милане - было бы здорово!

Виолетта СКЛЯР.

Фото из личного архива певца.