Номер 01 (848), 12.01.2007

БАНДИТСКАЯ ОДЕССА

ЭЛЕКТРИЧКА КАК МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Остались в прошлом те времена, когда гражданская сознательность населения ставила различных хулиганов или надоедливых ухажеров на свое место. Неодобрительная реакция старушек и действия настоящих мужчин сегодня большая редкость, недаром равнодушие населения называют в числе причин роста преступлений, в том числе и в электропоездах.

За прошлый год в пригородных поездах Одесской железной дороги было совершено около тысячи преступлений, в том числе свыше двухсот случаев хулиганства, около ста грабежей и краж. Кроме того, сотрудниками транспортной милиции зарегистрировано четыре убийства и столько же случаев нанесения тяжких телесных повреждений.

В последнее время наметилась довольно неприятная тенденция: все больше правонарушений совершают подростки в возрасте 13-17 лет. Как правило, они носят сумбурный характер, и молодые люди даже не задумываются, что за шалостью может последовать серьезное наказание, способное сломать им жизнь.

В конце октября в электропоезде тринадцатилетний подросток под угрозой физической расправы отобрал у пассажира 30 гривен, и даже не подумал, что ограбленный может обратиться в милицию.

В пригородных электропоездах нередки случаи перевоза наркотических веществ, необходимость достать средства на очередную дозу толкает наркоманов на преступления. Вырванные из рук сотовые телефоны, вымогательство денег в тамбурах у одиноких пассажиров, снятые с подростков куртки, кражи кошельков, откровенные грабежи с угрозой применения холодного оружия – это лишь часть черного списка.

Ряд особо тяжких преступлений в пригородных поездах совершается группами подростков. В электричке в прошлом году произошел страшный случай. Компания бритоголовых парней в кожаных куртках вошла в вагон с предупреждением: "Русские, можете не бояться – вас не тронем!" После чего направилась к двум пассажирам – кавказцам по национальности. И если одному из них удалось спрятаться, то второго подростки ногами забили до смерти. Прошло почти две недели, прежде чем четверо убийц 1986-1989 годов рождения попали в руки правоохранительных органов.

А вот другой случай... В тамбуре двое молодых людей нанесли смертельный удар ножом мужчине, после этого преступники промчались по вагону и выпрыгнули на ближайшей станции, но никто из пассажиров не догадался сразу же сообщить о них машинисту по оперативной связи.

Раскрывать преступления, совершаемые в пригородных поездах, крайне сложно, специфика железной дороги накладывает свой отпечаток: преступник выпрыгнул из поезда, сорвав стоп-кран, свидетели покинули вагон на разных станциях – и, как говорится, концы в воду. Зачастую и сама информация о преступлениях поступает в транспортную милицию довольно поздно. Хорошо, если пострадавший обратился через час или два. Но порой заявления поступают через месяц и больше – по почте.

Перекладывать проблему на пассажиров невозможно. В идеале все пригородные поезда должны сопровождаться сотрудниками милиции. Но в реальности из-за нехватки кадров наряды курируют лишь наиболее неблагополучные по статистике электропоезда.

Прошлый год для сотрудников милиции выдался на редкость тяжелым, количество электропоездных краж выросло втрое. Поездные кражи сотрудники уголовного розыска делят на так называемые бытовые и квалифицированные. В первом случае пассажир, как правило, выпивает с попутчиком, который "приватизирует" приглянувшийся ему сотовый телефон или дубленку. Во втором случае действуют так называемые гастролеры, живущие поездным промыслом.

Грабить стали в открытую, угрожая расправой.

Группа молодчиков садится в поезд, называет проводнику кодовую фразу "форма 36" (по количеству карт в колоде) и начинают работать. Как правило, проводники знают их в лицо. Но физически 40-летняя женщина не может им противостоять. Преступники давят на психику, намекая, что если проводник поднимет шум, пострадает он или его близкие. Естественно, запуганные работники поезда понимают, что шуметь опасно для здоровья.

"Поздоровавшись" с проводником, молодчики выбирают подходящую жертву, потом либо предлагают сыграть в карты, либо ищут любой способ затеять драку.

В январе прошлого года были задержаны двое парней, которые действовали по этом схеме и называли себя "36-й формой".

Для совершения краж любители "поездной наживы" выбирали удобные электропоезда, например, те, что отправляются из Одессы в вечернее или ночное время, электрички идут без остановки, пассажиры спят, проводники тоже отдыхают, милицейского сопровождения нет – все условия для работы, но однажды преступники все же прокололись.

В 2004 году 19-летнего студента Максима Кортышева убили в электричке. На станции двое убийц ударили его сзади ножом в шею, перерезав сонную артерию, а затем добили несколькими ударами в сердце. Затем преступники сорвали стоп-кран и скрылись.

Об инциденте в правоохранительные органы сообщил один из пассажиров, со слов очевидцев убийства, правоохранительные органы составили фотороботы нападавших, что вскоре и помогло задержать убийц.

Летом прошлого года в электропоезде старшина милиции и сержант милиции обратили внимание на пассажира с большой сумкой, увидев людей в форме, парень съежился, отвел глаза, ногой попытался засунуть ручную кладь под сиденье. Сотрудники наряда сопровождения обратили внимание на жесты пассажира, попросили предъявить содержимое сумки. Оказалось, парень перевозил около 2 килограммов марихуаны. По факту перевозки наркотиков возбуждено уголовное дело.

Происходят иногда и разбойные нападения, и не только на обычных граждан, недавно в нашем городе и милиционер пострадал. При проверке документов получил ножом в руку и плечо.

Так что, будьте бдительны!

В.Р. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик; Т.Н. КОЛЕСНИЧЕНКО, журналист.