Номер 18 (1263), 22.05.2015

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ В КУКОЛЬНОМ МИРЕ

За 20 лет работы в кукольном театре Станислав Михайленко сыграл десятки ролей - от Стойкого оловянного солдатика до Папы Карло. Сцена - его второй дом, где он проживает жизни своих героев, разыгрывает истории перед маленькими и большими зрителями, в которых побеждает добро.

Говорят, артистом нужно родиться. В детстве, играя с солдатиками, Станислав не представлял, что будет исполнять роль оловянного солдатика на сцене театра. В семье Станислава Михайленко актеров не было. Только бабушка пела в театральном хоре. Внук унаследовал ее музыкальный талант, освоил гитару, организовывал выступления на днях факультета, сочинял музыку и песни. Получил диплом специалиста-химика университета имени Мечникова. Казалось бы, перед ним открылась дорога исследователя, ученого, путешественника. Но жизнь предложила другой вариант.

- Мой друг, с которым мы играли в музыкальной группе, предложил мне прослушаться в Кукольном театре, - вспоминает Станислав. - Тогда я вообще не знал театральных законов. Когда мы встретились в назначенный день, он спросил меня: "Ну что, подготовил басню, монолог?" Какая басня! Какой монолог! Я взял только свои стихи и песни. Вместе с ним мы быстро слепили литературно-музыкальную композицию, которую я представил в театре. Режиссер Валерий Семенович Левченко прослушал мои произведения, видимо, что-то увидел во мне и сказал: "Не знаю, важно для вас это или нет, но вы приняты!"

- Я, не чуя под собой ног, сразу отправился увольняться с работы, чтобы быть принятым в театр, - улыбается артист. - Просто не верил своему счастью. И так я постепенно начал входить в жизнь театра. На выездах в детские сады заменял актеров. А потом получил свою первую серьезную роль - Папы Карло. Тогда я еще не знал многих нюансов. Помню смешной казус. По сценарию кукла должна была ударить ногой мяч, чтобы тот влетел в окно. И я должен был сказать: "Вот это пинок. Назову тебя Пиноккио". Но мяч упорно не хотел лететь туда, куда нужно. А я почему-то думал, что пока он не попадет, я не могу сказать эти слова. И мы с Пиноккио на протяжении нескольких минут играли в футбол. Зрители, конечно, ничего не понимали. Ну играют себе. Значит, так нужно. И тут наша актриса вышла на сцену, взяла мячик и сказала: "Какой пинок!" А дальше все пошло по накатанной.

В багаже Станислава десятки ролей: королей и принцев, медведей, петушков, коняг. И любая его роль - открытие.

- Перед каждым новым спектаклем мне кажется, что я ничего не знаю, - признается актер. - И мне надо заново учиться: искать, как двигается кукла, общается, каким драматическим законам подчиняется. И мы становимся с моей куклой друзьями.

Станислав держит на коленях свою героиню - старуху из сказки "Золотая рыбка". И она молчаливо кивает, мол, да подружились мы со Стасом за два года, не разлей вода. Голос один на двоих, движения, игра, характер - все напополам с актером. Оттого старуха так хороша на сцене со своим стариком и золотой рыбкой. Оттого серый волк из сказки "Семеро козлят", такой симпатичный и обаятельный. Правда, для Станислава он оказался самым капризным из всех кукол.

- Волк по сценарию должен ходить. Но он упорно сопротивлялся. Были некоторые сложности с механикой. Пришлось поменять ему три пары ног, пока он наконец пошел. Совместными усилиями с режиссером, актерами мы нашли для него движения, повадки, одели его в жилеточку с байкерской буквой V - волк. И он очень пришелся по нраву публике.

Ролью из детства стал Стойкий оловянный солдатик. В этой же сказке Станислав сыграл и Тролля - персонажа отрицательного, но драматически разнопланового.

- Для меня Тролль был даже более интересен, чем главный герой Солдатик, - рассуждает актер. - В нем больше красок. Как говорят классики, чтобы была полная роль, в хорошем ищите плохое, в плохом хорошее. А вообще попробовать хочется все, сыграть что-то легкое, искрометное и в то же время серьезное. Но тут ты понимаешь, что у тебя все-таки получается что-то лучше. И выбор роли для актера, я считаю, должен быть на совести режиссера, который чувствует его типаж.

- Главное - встретить своего режиссера! - убежден Станислав. - Мне повезло работать с Владимиром Тумановым, Евгением Гиммельфарбом, мы сделали несколько удачных спектаклей с Юрием Чайкой. Я благодарен своим учителям, - режиссеру Левченко, педагогам театрального факультета Харьковского национального института искусств, мастеру курса Рубинскому. Многое мне подсказывали и помогали актеры нашего театра: Анатолий и Нина Лукьянченко, Валентина Чацкина, Людмила Васильева, наш режиссер Юрий Чайка, все, кто был и есть сейчас, - говорит актер. - И сегодня очень приятно работать в нашем дружном коллективе, который как одна семья. Когда кто-то уходит в отпуск или декрет, чувствуется, как его не хватает.

В исполнении Станислава одесситы увидели разных персонажей не только детских спектаклей, но и взрослых. Он сотрудничает с международными театрами. Сыграл роль Бетховена, а также Чехова в Ялтинском доме. Несколько лет выступал в театре восточных единоборств. Пишет музыку для спектаклей. Работает с латвийским театром. Участвует в фестивалях. Недавно Одесский кукольный театр ездил в Киев на фестиваль с постановкой "Волк и семеро козлят". А сейчас артисты заняты подготовкой к новой постановке "Золушка".

Время интервью заканчивается, Станислав скрывается в гримерной, чтобы снова творить чудеса и дарить нам сказку, в которой исполняются все желания.

Инна ИЩУК.