Номер 11 (1256), 27.03.2015
Одессе идея анархии была близка во все времена, некая оппозиционность по отношению к любой действующей власти и все такое. Но все ли мы правильно понимаем об анархии?.. В Музее истории евреев Одессы (Нежинская, 66) в программе проведения выставки "Тихая" Одесса: 1917-1920" состоялся круглый стол на тему "Анархия и дисциплина", на который собрались по предварительному приглашению деятели культуры, историки и просто заинтересованные одесситы. Спикером был кандидат исторических наук Виктор Савченко, главный редактор альманаха "Юго-запад. Одессика", автор книг "Нестор Махно", "Мишка Япончик и атаман Адский", "Анархистское движение в Одессе" и многих других.
Модератором дискуссии стал Михаил Рашковецкий, директор музея, сразу признавшийся, что планирует в дальнейшем также обсуждения проблем искусства.
- А художник - это всегда еще и анархист в одной из своих ипостасей, - заявил Михаил Маркусович. - У нас проходит выставка "Тихая" Одесса", и в этом антураже поговорить об анархизме весьма уместно.
И поставил запись старинной песенки на языке идиш, где в припеве повторялось узнаваемое слово "забастовкен". А ученый постарался опровергнуть досужий миф о "еврейском заговоре", якобы послужившем причиной краха Российской империи, ведь всему первопричиной, говорит историк, было дворянство в лице князя Петра Алексеевича Кропоткина, после побега из тюрьмы поселившегося в Лондоне, что совпало с эмансипацией евреев в 80-90-е годы XIX века. Надежды дворян-масонов на русское крестьянство не оправдались: консервативные земледельцы не хотели разрушать государство и идти супротив государя-батюшки. Тогда пришлось делать ставку на еврейство как мононациональное сообщество, закрытое в плане языка и религии, недовольное монархией из-за ограничений, связанных с требованиями государства не покидать черты оседлости. Стопроцентная грамотность еврейского мужского населения делала его подверженным манипулированию при помощи специальных газет и листовок, содержащих пропаганду.
- Лондон в то время был перевалочной базой для евреев, покидающих преимущественно юг России, Белоруссию, - рассказывает историк. - Евреи стали там переходить в систему протестного электората, так как оказывались на огромных заводах в качестве чернорабочих. В Лондоне начали формироваться среди евреев крайне радикальные анархические группы. Кропоткин и немец Рудольф Рокер (он женился на еврейке уже в Лондоне и самостоятельно выучил идиш) стали активно действовать и формировать боевое движение...
По словам ученого, спонсировать анархию (и не только) активно стали евреи, бывшие подданные Российской империи, разъехавшиеся из Лондона в Штаты, Аргентину и другие страны с последующим обогащением. Правда, некоторые из участников круглого стола так и не поняли, какой резон был обогатившимся евреям что-то менять там на бывшей родине, а спикер внятного объяснения не дал. Зато поведал другие интересные подробности. Японский генштаб, говорит Виктор Савченко, с 1904 года начал спонсировать революционеров, финляндских и грузинских националистов, эсеров, большевиков. А после заключения мира с Японией все это прекратилось, пришлось приникнуть к еврейским источникам... Большевики "побирались" по видным магнатам вроде Саввы Морозова, эсеры - по генштабам, анархисты в итоге предпочли еврейскую диаспору.
- Вот тут я бы удержался от категорических утверждений, - прокомментировал еще один участник дискуссии, фотохудожник, историк по профессии Олег Владимирский. - Даже те документы, которые Виктор мог видеть в архивах, вполне могут быть... сфальсифицированы! Разведки всех стран мира во все времена фабрикуют документы, чтобы замести следы. Мы даже о недавних событиях, которым вроде бы были свидетелями (например, о трагедии 2 мая) ничего не можем до конца понять и утверждать!
И все же не столько еврейский заговор, сколько неспособность империи меняться, отвечать требованиям времени, сыграла с царской Россией злую шутку. Участники дискуссии обсудили переломный момент Кишиневского погрома (с ним связан процесс создания еврейских отрядов самообороны), всплеск эмансипационной активности евреев, женщин, американских негров, всех, кто хотел вырваться из-под гнета то ли социального, то ли семейного, то ли религиозного. Одесса подарила миру немало ярких анархистов. Янкель Кириловский (псевдоним - Дмитрий Новомирский) и вовсе стал создателем движения анархо-синдикалистов в Восточной Европе. Модистка Элька Таратута (в девичестве Рувимская) вела подрывную анархистскую деятельность даже при советской власти, за что и была расстреляна в 1938-м. Коснулся разговор и Мишки Япончика, в миру Михаила Винницкого ("Почему Япончик?" - громко спросила арт-критик Ута Кильтер, и ей в ответ несколько человек тут же изобразили глазки-щелочки, оттянув глаза к вискам, вот примерно такой разрез глаз был у легендарного бандита). Не был Япончик Робин Гудом, молва приврала, а дело вот в чем: организация "Молодая воля" состояла из молодёжи, платили тем боевикам, кто доказывал, что нуждается в деньгах, а Мишка был исполнителем в этой структуре. Имело место вымогательство с робин-гудовским уклоном, - уточняет историк. Одесситов чрезвычайно напугал показательный взрыв в кафе Либмана, когда в шесть окон полетели с улицы гранаты-"македонки", это было немотивированное насилие, направленное против более или менее зажиточных людей, лавочников, рантье, буржуа в принципе. Устрашенные взрывами жители Одессы охотнее платили рэкетирам, спонсируя тем самым грядущие социальные катаклизмы. Кто искал защиты у полиции - с теми особенно жестоко расправлялись. В рабочих не было заинтересованности (хотя организацией забастовок занимались усердно, выдавали деньги портовикам, чтобы у них была возможность продолжать бастовать, например), ведь те, кто работает, так или иначе поддерживают буржуазию, а безработные или уголовники были нужным и для революционеров всех мастей людьми. Анархия вовсе не была разгуляй-безвластием, это структурированное движение, хотя и структура его была скрыта от постороннего глаза.
- У анархистов было нефиксированное членство, они никогда не были партией, не оставляли доказательств в виде списков и других бумажек, почему суды присяжных часто оправдывали тех, кто попадался на горячем, - говорит Виктор Савченко. - Скачущий на тачанке с флагом "Анархия - мать порядка" атаман Нестор Махно - в этом нет противоречия, ибо анархисты имели идеалистические, утопические представления о человеке со своим внутренним судьей, внутренним полицейским.
Тех, кто хотел бы знать больше о смутах начала ХХ века в Одессе, так похожих на сегодняшние события, отсылаем к научным трудам Виктора Савченко - две свои книги в завершение встречи он подарил Музею истории евреев Одессы. Конечно, даже обладая машиной времени, невозможно найти исчерпывающие ответы на все вопросы, написать единственно правильную историю. Одно несомненно: вглядываясь в прошлое, начинаешь лучше понимать происходящее здесь и сейчас - таков был общий вывод участников дискуссии.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.