Номер 03 (1492), 30.01.2020

ЗАДАЧА НА УДИВЛЕНИЕ

Выставка "Другая фактура" открылась в галерее #ArtOdessa (Летний театр Горсада). Коллажи одесситов Александра Лисовского и Анны Завиленской в сочетании с видео-артом берлинского художника Рихарда Макса творят новые миры из осколков старых. Операторские работы Рихарда Макса были показаны на кинофестивалях в Германии, Индии и США, коллажное мышление выдает и его видео-арт, представляющий собой сочетание крупных планов деталей предметов, растений, человеческих рук и силуэтов.

— Стараюсь создавать у зрителя специфическое ощущение, — заявил Рихард на вернисаже. — Пытаюсь что-то уловить в окружающем пространстве и выразить при помощи образов, надеюсь, публика разделит мое удовольствие от этого процесса.

"Иные измерения смыслов всегда освежают восприятие, — пишется в аннотации к выставке. — Привычное, понятное и заурядное не станут синонимом праздника. Иное — вот ключ к решению задачи на удивление. Другая философия — другая реальность: из фрагментов создается новая целостность. Коллажи Александра Лисовского привычно изящны и удивительно лаконичны. Его художественное пространство состоит из образов, целенаправленно выбранных автором и помещенных в новые и при этом наилучшие для реализации творческой задачи условия: ретро, античность, 50-е годы и новое время органично соединяются в единую, эстетически выверенную историю. Работы Анны Завиленской — строги по своему звучанию и сокровенны в своей простоте. Художник экспериментирует с идеей силуэта, создавая композиции с фигурами и фоном, в которых проявляется особая идентичность образов, а также раскрывается возможность их многозначного толкования".

Помнится, в девяностых Александр Лисовский создавал даже не коллажи, а красивые ассамбляжи, дописывая фон вокруг наклеенной на лист антикварной открытки, так проявлялись новые планы и даже персонажи, вся история становилась иной...

— Цель поэзии — поэзия, — улыбается Александр. — Коллаж возник в 1910 году. Кубисты, дадаисты и другие сделали его методом художественного мышления, когда образ не прорисовывается, а составляется из нескольких готовых образов, с которыми идет игра. Для своих коллажей я вырезаю картинки из гламурных журналов, есть фрагменты даже изданий шестидесятых годов. Я просматриваю журнал, выбираю интересный образ, вырезаю и откладываю. Так они у меня накапливаются. Остальное выбрасываю... Персонажи и разные детали находятся в коробках. И когда спонтанно переставляешь эти картинки, вдруг замечаешь: два персонажа совпали. И тут уже начинается процесс игры...

— У нас с Александром совершенно разные работы по тематике, — признает Анна Завиленская. — А техника в коллаже всегда — экспериментальная. Мы надеемся на возникновении новых образов и смыслов в процессе общения зрителей с работами. Свои коллажи я совмещаю с красками, получается неожиданный результат. В основном идет поиск идеи, но бывает, что один образ позволяет увидеть всю картинку в целом.

Анна зачастую помещает силуэты на фон ретрофотографии либо сизалевого волокна, так контуры наполняются смыслом либо смыслообразующим ощущением "другой фактуры". На выставку автор предоставила серии работ Empathy 2, Antibodies и No Texture. Эстетская, затейливая получилась экспозиция, зритель обязательно ее оценит.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА.