Номер 35 (1428), 5.10.2018

"У МЕНЯ ЕСТЬ ДЛЯ ВАС ДВЕ НОВОСТИ..."

- начинается популярный анекдот. Но сейчас его продолжение будет иным: обе новости - хорошие.

Новость первая. В субботу, 29 сентября, опередив ранее намеченные сроки, была завершена перекладка трамвайных путей на 5-й станции Большого Фонтана - транспортно-пересадочном узле, некоторыми СМИ ошибочно называемом "транспортная развязка" (об этом мы побеседуем как-нибудь в другой раз). Новые участки колеи выполнены компанией "Ростдорстрой" на бетонных плитах с бесшпальным основанием (технология BKV). После почти полуторамесячного перерыва возобновилось движение на 18-м и 19-м трамвайных маршрутах, восстановлено в штатном режиме движение на 7-, 9- и 10-м маршрутах троллейбуса.

Новость вторая. На остановочном комплексе "5-я станция Большого Фонтана" трамваев 18-го маршрута, следующих из центра города, устроена первая в Одессе специальная платформа "венского типа".


Что значит "венского"? На трамвайных остановках г. Вены (Австрия) некоторое время назад получили распространение приподнятые примерно на 15 сантиметров относительно верха рельса или относительно плоскости автодороги пассажирские площадки. Их уровень почти совпадает с уровнем первой ступеньки трамвайных вагонов традиционной компоновки или с уровнем пола трамваев низкопольных (поясним, почему почти: некоторые вагоны в Одессе имеют двери, открывающиеся путём раздвигания наружу; и только последующий опыт эксплуатации платформы "венского типа" сможет показать, какова её оптимальная высота, не задевают ли платформу створки дверей).

Такая площадка повышает безопасность перевозок, облегчает посадку и высадку пассажиров (особенно пожилых, а также пользующихся инвалидными или детскими колясками), следовательно, экономит остановочное время трамваев и социальное время пассажиров. Следующим этапом станет устройство аналогичной площадки также на противоположной остановке "5-я станция Большого Фонтана", т. е. для трамваев, следующих в центр Одессы.

Площадка рассчитана на "причаливание" удлинённого трамвайного поезда - когда-то это были 2-вагонные "Татры", соединённые по системе многих единиц (СМЕ), теперь можно ожидать сочленённых секций низкопольных трамваев.

Учитывая, что многие одесские трамвайные маршруты включают в себя участки на выделенном полотне, т. е. отдельно от автодороги, внедрение там опыта, приобретённого на 5-й станции Большого Фонтана, не должно встретить затруднений.

А как же быть с трамвайными остановками, расположенными непосредственно на проезжей части автодороги?

На одесском форуме "Социально активный гражданин" некоторое время назад одессит Владислав Столянов предложил именно и в первую очередь для таких случаев (например, по ул. Преображенской, где запланирована магистраль "Север - Юг") платформы "венского типа". Что это даст пассажирам трамвая, мы уже выяснили. А чем обернётся для автотранспорта? Каждая такая площадка - это "лежачий полицейский", иначе говоря, шофёрам придётся из любви к ходовой части своих машин ограничивать скорость. А разве не к этому призывает весь легион водителей статистика ДТП?

Позже Вены её опыт распространился в Праге, Кракове, Риге, Москве.

Выше было сказано - первая в Одессе платформа "венского типа" является специально созданной. А что, есть "не специально созданная"? Да, есть: уже давно такую приподнятую площадку можно было увидать в Лузановке. Но понадобилось немало лет, плюс примеры из-за рубежа, чтобы столь разумная идея получила своё распространение.

Каковы издержки платформ "венского типа"? Во-первых, это пусть небольшой, но расход строительных материалов, во-вторых, затраты труда. Но если вспомнить, что издержки носят кратковременный характер - от нескольких дней до недель, а положительный эффект распространяется на многие годы, нетрудно понять, насколько велика экономическая отдача платформ "венского типа".

Если кому непонятно, какова экономическая отдача экономии времени, напомню старую поговорку: "Если вы потеряли деньги, вы не потеряли ничего. Если вы потеряли время, вы потеряли всё".

Но вернёмся на 5-ю станцию Большого Фонтана. На "пилотной", т. е. первой платформе "венского типа" работы ещё продолжаются. Уложены плитка общего назначения и "тактильная плитка", специально для лиц с ограниченными зрительными возможностями. Предстоит монтаж решётчатого ограждения, отделяющего площадку от автодороги, остановочного павильона и скамеек (о том, был бы на площадке уместен электроподогрев против обледенения или нет, мы побеседуем как-нибудь отдельно, но учтём, что в Европе, куда мы так стремимся, это уже давно освоенный этап, да и у нас в Киеве услуги по электроподогреву автостоянок, дорог, тротуаров, наружных ступенек, погрузочных рамп и мостов оказываются - было бы желание уполномоченных лиц).

Что касается скамеек... Вот тут очень хотелось бы предостеречь исполнителей работ от повторения безобразий, которые мы с недавних пор наблюдаем на многих остановках трамвая и троллейбуса в Одессе. Взгляните на привычные нам стулья, где бы то ни было - хоть в офисе, хоть у себя дома. Какова высота сиденья от пола? Как правило, 42 - 48 см. Но с какого перепуга монтажники остановочных скамеек (или вкупе с ними - проектировщики?) выбирают высоту 55, а то и 66 (вам не показалось - да, именно шестьдесят шесть, лично замерял!) сантиметров? Кроме того, профиль скамеек нередко вместо анатомического, т. е. с ложбиной, способствующего устойчивому расположению пользующихся, носит характер скользкой горки, с которой легко свалиться!

Приглашаем читателей нашей газеты высказать своё мнение по обозначенным в статье вопросам.

Леонид БЕНДЕРСКИЙ.

Фото А. КОСТРОМЕНКО.