Номер 03 (1396), 02.02.2018

Бабушка Грифель решила рассказать детям, что такое экология. Но вредный Ластик, как всегда, решил попроказничать и стер буквы. Восстанови их и узнаешь, о чем рассказала на нашей детской страничке бабушка Грифель.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Экология - наука о том, как мы живем с природой. У нее есть свои законы, которые мы должны знать, чтобы сохранить окружающий нас мир. Об этом вы узнаете, выполнив задания и задачки нашей детской странички.

Главная задача экологии - охранять природу. Что же такое природа? Это все, что окружает нас. Природа включает в себя царства Растений, Животных, Грибов. Отгадай загадки. Ответы бабушка Грифель записала в клеточках. А Ластик стер некоторые буквы. Запиши ответы в клеточки в соответствии тому, к какому царству что относится.

Хоть мала, зато проворна,

В норке запасает зерна.

Любит сыр таскать и крошки.

Ловко прячется от кошки.

Этот маленький силач

Выполняет сто задач.

Веточку несет сейчас

Тяжелей себя в семь раз.

Всех красивей эта птичка,

Пусть и ростом невеличка.

И летает без забот

Вверх и вниз, назад-вперед.

Больше всех зверей морских,

Еле поместился в стих.

В океане обитает

И фонтаны выпускает.

В красной шляпке с точками,

Белыми кружочками.

Хоть красивый гриб на вид,

Но опасен - ядовит.

На солнышко она похожа

И спать ложится ночью тоже.

И накрывает сладкий стол,

Нектаром угощая пчел.

Объявляет он всегда,

Что уходят холода.

День весенний белым цветом

Встретит первым он букетом.

На лугу бы зазвенел,

Если б очень захотел.

Только голубой цветок -

Тишины лесной знаток.

Листья как ладошки,

Желуди - сережки.

Поднимает их до тучи

Ствол дерева могучий.

РАСТЕНИЯ


Ответы: дуб, ромашка, подснежник, колокольчик.

ЖИВОТНЫЕ


Ответы: мышь, муравей, колибри, кит.

ГРИБЫ


Ответ: мухомор.

ВОПРОС

А к какому царству природы относится человек?

Ответ: к царству животных.

РЕШИ КРОССВОРД О ПРИРОДЕ


Смесь мельчайших частичек горных пород украшает пляжи.

Живет в воде, с хвостом и плавниками.

Плачущее дерево.

Колючий цветок.

Самый большой водоем.

Птица - доктор для деревьев.

Одноклеточное животное.

Ответы: песок, рыба, ива, роза, океан, дятел, амеба.

СОБЕРИ МУСОР

Чтобы сберечь природу, нужно в первую очередь ее не загрязнять. Пластмасса, попадая в реку, губит рыбу. Животные, поедая полиэтилен и пластик, погибают. Разбитые стекла ранят птиц и зверей. Культурные люди всегда убирают за собой мусор после пикников и выбрасывают в контейнер или урну. И никогда не бросают бумажки и бутылки на землю, чтобы не загрязнять ее. Но в то же время места для свалок мусора уже не хватает. Поэтому люди придумали, как перерабатывать мусор. Но для этого нужно раздельно его собирать.

Задание

Отметь стрелочками, в какую корзину нужно выбросить мусор, изображенный на картинках. И восстанови названия на мусорных баках, где Ластик стер гласные буквы.


Как же максимально утилизировать свои отходы? Способов очень много! Пластик можно использовать многократно. С одним и тем же целлофановым пакетом можно ходить в магазин много раз, и тогда не появится необходимость брать новый пакет. Собирайте бумагу и сдавайте в пункты сбора макулатуры. Из использованной бумаги сделают новую бумагу.

Для воды, которую вы берете на прогулку, можно взять алюминиевую или стеклянную бутылку, которую можно использовать много раз. И не придется покупать все время новые пластиковые бутылки с водой.

ПОСАДИ РАСТЕНИЕ

На нашей Земле большое многообразие растений и животных. Чтобы их сохранить, редкие животные и растения заносят в Красную книгу и охраняют. Чтобы нас радовали зеленые насаждения, высаживают ели, клены, тополя. А как вырастает растение, можно узнать самому на практике. Возьмите вазон с землей и посадите зернышко. Полейте водой. И скоро увидите зеленые листочки. Какие растения можно посадить в домашних условиях, вы узнаете, отгадав ребусы.








Ответы: фасоль, нут, пшеница.

СДЕЛАЙ КОРМУШКУ ДЛЯ ПТИЦ

Птицы, которые не улетают на юг, могут остаться без корма зимой. Поэтому для них мастерят кормушки, куда кладут крошки хлеба, зерна пшеницы.


В парке Шевченко прошлой весной был конкурс на лучшую кормушку. И более 50 приспособлений для пернатых были развешены по всему парку. Кормушку можно сделать из тарелочки, подвесив ее на дерево, или простой пластмассовой бутылки и пакетов тетрапак.


СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С ДЕТЬМИ
ОБ ЭКОЛОГИИ

По мнению эксперта Елены Тимофеевой, беседы об окружающем мире (в том числе о его проблемах) можно начинать с 3-4 лет - так называемого возраста почемучек. Трехлетний исследователь будет благодарен вам за подробные ответы на его вопросы и за то, что видите в нем "взрослого". Околоэкологические мероприятия можно начать проводить с 5-6 лет - в этом возрасте ребенок не только прислушивается к мнению взрослого и следует его примеру, но и готов взять на себя небольшую долю ответственности, гордится принятыми самостоятельно решениями. Ребенку 7-8 лет, активно читающему, можно предложить интересные книги по экологии, а затем обязательно обсудить вопросы, которые у него возникли, спросить мнение по спорным аспектам проблем ("Как, по-твоему, стремительное развитие промышленности - это хорошо или плохо? Почему?") Ребенка 9 лет и старше нужно активно поддерживать в любых экологических инициативах: ходить вместе с ним на школьные субботники, помогать рисовать стенгазету, искать в интернете и книгах информацию для экологического исследовательского проекта.

Как же разговаривать с ребенком
об экологии?

Нельзя: запугивать, утрировать, преувеличивать, драматизировать; отмахиваться, переадресовывать вопросы ребенка другим взрослым или интернету; преуменьшать значимость проблемы, перекладывать ее на потомков, других людей, ученых или государство.

Можно: использовать для бесед любой информационный повод - сюжет мультфильма, сказки, рассказы, истории или примеры из жизни, передачи научно-развлекательного характера, например Discovery. Как можно ближе познакомить ребенка с окружающим миром, его флорой и фауной, природными ресурсами; много времени проводить на свежем воздухе, в походах, на пикниках - чтобы ребенок полюбил "место своего обитания", захотел заботиться о нем. Можно составить вместе с ребенком перечень дел, занятий и решений, которые помогут сберечь природу и ее ресурсы, сформировать календарь семейных экологических мероприятий и следовать ему, обязательно сохраняя процесс и результаты на фото, выкладывая их потом в социальные сети. А еще хорошо предложить ребенку участвовать в экспериментальных и научно-исследовательских школьных проектах и конкурсах на экологическую тему (обязательно поддерживать и словом, и делом).

Нужно: убеждать ребенка в важности экологических проблем, необходимости (даже обязательности) их решения; заряжать верой в то, что решение проблем посильно для ребенка, что задачу сохранения окружающей среды можно решать на разных уровнях, в том числе на уровне отдельного человека или семьи; вдохновлять личным примером, убежденностью и энтузиазмом.

Подготовила Инна ИЩУК.