Номер 21 (1315), 10.06.2016

ГРОБ-КОРЫТО, ТРОЙКА ХОЛСТОМЕРОВ
И СЕНО НА СЦЕНЕ

Никогда, к сожалению, в Одессе не гастролировал Георгий Товстоногов со своими спектаклями, но совсем недавно наша публика смогла увидеть этапную работу его творческого наследника и в какой-то мере последователя.

На сцене Театра музкомедии Тбилисский русский драмтеатр имени А. С. Грибоедова показал свой нашумевший спектакль "Холстомер. История лошади". Гости из Тбилиси встретили самый теплый прием, зрители в финале аплодировали стоя, многие прослезились, увидев в трагичной судьбе мерина Холстомера и свою, человеческую долю - не успеешь родиться, ставят тебя в стойло, распоряжаются твоей свободой и норовят загнать до полусмерти, издевательски просыпать сено наземь, вместо того, чтобы покормить...


"Очень грустная история, необычайно грустная. Спектакль потрясающий. Я не помню постановки, чтобы она настолько эмоционально воздействовала на меня, чтобы так был задет нерв. Здесь и сама история, и постановка, и хореография, которая просто необычайно органично сопутствовала повествованию и давала ощущение присутствия лошадей на сцене. По возбуждению чувств, по остроте накала такого спектакля не помню. Браво", - написала одна из первых зрительниц на театральном форуме. Такая народная критика дорогого стоит!

В 2013 году коллектив получил премию "Звезда Театрала" в номинации "Лучший русский театр за рубежом". Художественное руководство театром осуществляет Автандил Варсимашвили, лауреат Государственной премии Грузии, премии имени Котэ Марджанишвили, кавалер Ордена Дружбы (Россия), Ордена Чести (Грузия). Он и является постановщиком "Холстомера".

- История театра помнит гениальный спектакль Георгия Александровича Товстоногова "История лошади". Естественно, когда мы приступили к работе, перед моими глазами все время был этот спектакль. Сложность заключалась в том, чтобы не повториться ни в одной сцене. Но в то же время был все время посыл к памяти Георгия Александровича, которого я очень хорошо знал, - говорит А. Варсимашвили.

Он возглавил коллектив в 47-летнем возрасте, приняв театр в состоянии упадка - пришлось искать актеров, которые смогли бы чисто, без акцента говорить по-русски, заинтересовывать публику русским репертуаром. Теперь это один из наиболее посещаемых театров в Тбилиси. Также Варсимашвили руководит Свободным театром на проспекте Руставели, где играют на грузинском языке, там камерный зал на 140 мест, а само здание построено в форме корабля.

А. Варсимашвили сделал собственную инсценировку повести Льва Толстого, деликатно отнесся к тексту классика, усыпал сцену сеном и превратил действо в подобие сеанса иппотерапии. Молодой энергией веяло от артистов, перевоплотившихся в красавиц-кобылок с прическами-хвостами и роскошных жеребцов. "Каждый из нас по-своему лошадь", - воскликнул некогда Владимир Маяковский, но не стоит забывать, что был "уже написан "Холстомер"...

Главный герой един в трех лицах (мотивы святой троицы, птицы-тройки, креста ощутимы и в мизансценах, и в декорациях, коновязь - как крест, к которому привязывают на всю жизнь благородное, созданное для бега-полета животное). Три артиста воплощают три возраста героя, в финале они будут рядом, словно встретившиеся в воспоминаниях умирающего коня. Медлительного, но еще способного показать прежний широкий шаг, которым хорошо бы холсты мерять, старого мерина играет Валерий Харютченко. В роли тонконогого, просто балетной красоты жеребенка - Лаша Гургенидзе.

"Многие из тех людей, которые меня, например, называли своей лошадью, не ездили на мне, но ездили на мне совершенно другие... Человек говорит: "дом мой", и никогда не живет в нем, а только заботится о постройке и поддержании дома... Есть люди, которые землю называют своею, а никогда не видали этой земли и никогда по ней не проходили. Есть люди, которые других людей называют своими, а никогда не видали этих людей; и все отношение их к этим людям состоит в том, что они делают им зло. Есть люди, которые женщин называют своими женщинами или женами, а женщины эти живут с другими мужчинами...", - размышляет на досуге умудренный старостью мерин, словно с усилием, побеждая слабость измученного организма, выталкивающий из себя фразы.

Счастливые и роковые дни Холстомера воплотил Иванэ Курасбедиани - казалось бы, горести позади, появился обожаемый хозяин, полюбивший мерина за его оригинальный пегий окрас, делавший его изгоем. Каждый из трех Холстомеров отмечен белым пятном вокруг левого глаза. "Холостить его будем!" - решают пекущиеся о чистоте породы люди и нападают на проявившего молодую страсть к кобылке Вязопурихе Холстомера. Окружая мятущуюся фигуру героя, берут в руки цинковые корыта, в перевернутом виде напоминающие крышки гроба. Собственно, жизнь, образно говоря, от корыта и до гроба протекает; едва родившись, Холстомер ковыляет к корыту, возле которого время от времени кучкуется фыркающий и всхрапывающий табун. Став мерином, он воспринял это жуткое событие как конец жизни, но судьба уготовила ему и новый взлет, и новое падение. Иванэ Курасбедиани сложнее других исполнителей, он играет и вспыхнувшую надежду на счастливую перемену участи, словно становясь снова веселым жеребенком, и горестное угасание недавно еще здорового коня, разрушительную болезнь, растерянность перед нежданными ударами судьбы.

Поворотный круг сцены приносит в рассказанную обитателям конюшни историю других героев - гусара Серпуховского, его неверную любовницу Матье, ради которой он впоследствии загонит Холстомера, пестро разодетых и вроде бы неплохих, но не замечающих своей жестокости и бесцеремонности ни по отношению к себе подобным, ни по отношению к животным людям. Порой действие напоминает балет, порой все уходит в область драмы, но с таким от Брехта и Стуруа легким отстранением, проявляющим карнавальную карикатурность персонажей и ситуаций... Людям полезно бывает иногда отстраниться и посмотреть на себя со стороны, свежим взглядом, да хоть бы и лошадиным. Загнанных лошадей порой не пристреливают, а прирезывают, как случилось с Холстомером, ни разу за всю свою лошадиную жизнь не пожелавшему никому зла, лишенного любви всего лишь за красивое белое пятно вокруг глаза. Господа, вы звери, - намекает Толстой.

Напомним, что театр имени А. Грибоедова основан в Тбилиси 20 сентября 1845 года царским наместником графом Михаилом Воронцовым, для Одессы, мягко говоря, знаковым правителем. И это еще одна причина желать новых встреч с талантливым коллективом, а если какой-нибудь одесский театр осмелится пригласить на постановку самого Автандила Варсимашвили, зрительской радости вообще конца не будет.

Мария ГУДЫМА.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.