Номер 36 (1231), 19.09.2014
Дорогие друзья! Стартовал новый учебный год, который состоит из уроков, учебников и тетрадей, ручек и карандашей, а главное - переменок, на которых можно еще очень многое узнать и поиграть. Бабушка Грифель собрала много интересных знаний. Но, чтобы их получить, нужно разгадать загадки, задачки и головоломки.
СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ
Бабушка Грифель написала список школьных принадлежностей, чтобы собрать внуку портфель. Но вредный Ластик стер буквы. Отгадай загадки и запиши, что положила в портфель бабушка Грифель.
На одной ноге кружу.
И черчу другой ногой.
Я с окружностью дружу,
Нарисую круг любой.
Я храню бесценный клад
Знаний на страницах,
Открываю для ребят,
Что им пригодится.
Разлинованы листочки,
Чтобы написать ровнее
Буквы, предложенья в строчке,
Грамоте, учась скорее.
Для учебника халат,
Чтоб не рвался и не мялся,
И служил он для ребят,
И другим потом достался.
Измеряю я длину,
Высоту и ширину.
Цифры, как солдаты, в ряд
По моей длине стоят.
Ответы: циркуль, учебник, тетрадь, обложка, линейка.
Отгадай, что положила бабушка Грифель в портфель для урока рисования.
След оставляю я в тетрадке,
Урок записываю в классе,
Пишу все буквы по порядку,
Пока чернила есть в запасе.
Может, я простой на вид,
В деревянном я хожу.
Но внутри меня графит, -
Все для вас изображу.
Красим - каждая в альбоме:
Красным солнце и малину,
Синим флюгера на доме, -
Вместе создаем картину.
Ответы: кисточка, ручка, карандаш, краска.
Бабушка Грифель нарисовала школьную принадлежность, о которой написала одну из загадок. А Ластик опять пошалил и стер рисунок. Соедини точки линиями по цифрам.
Бабушка Грифель приготовила задачки. Но Ластик стер ответы. Напиши рядом с вопросом ответ.
1. Какой месяц в году короче всех остальных?
2. Сколько яблок можно съесть на пустой желудок?
3. Что у моря одна, у водопада две, у болота три, а у реки этого нет?
4. Чем оканчиваются день и ночь?
5. Какими нотами можно пользоваться для измерения пространства?
Ответы: 1) май (в нем 3 буквы), 2) одно (остальные уже будут съедены не на голодный желудок),
3) буква О, 4) буквой Ь на конце, 5) ми-ля-ми.
1. Ученик.
2. Рисует и чертит с помощью графита.
3. Одежда для учебников и тетрадок.
4. Рейка для измерения.
5. Хранитель рисунков.
Ответы: школьник, карандаш,
обложка, линейка, альбом.
Как появился карандаш?
Карандаши известны уже 300 лет. Состоят они из графитного стержня, одетого в деревянную рубашку. А в 16-м веке первые карандаши были мягкими и гнулись в руках. Графит нашли английские пастухи, после бури увидев темную массу в земле под вывернутыми корнями деревьев. Эта масса оставляла черные следы на предметах, и они стали метить своих овец. Художники зажимали эти графитовые "карандаши" между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали бечёвкой. В 1683 году в Германии стали делать деревянные карандаши, смешивая графит с серой и клеем. Сегодня графит смешивают с глиной и водой, раскатывают тонкие липкие веревочки, потом разрезают, сушат и обжигают в печи. Потом обувают в деревянный носок. И карандаш готов.
Почему шариковая ручка пишет?
Придумал ее венгерский изобретатель Ласло Биро. В капиллярную трубочку заливается густая краска. В другой конец капилляра помещен стальной шарик. При движении по бумаге шарик вращается и переносит тонкий слой краски на бумагу. Правда, эта ручка первоначально предназначалась для Королевских военно-воздушных сил Великобритании, поскольку обычные перьевые авторучки протекали в самолётах от снижения атмосферного давления. Ручки не могут писать в открытом космосе и в состоянии невесомости.
Может ли ручка говорить?
В Америке есть говорящая на английском языке ручка-компьютер, которая продается в наборе со специальной бумагой. Она сама исправляет все допущенные в написании ошибки, может осуществлять перевод на испанский язык и обратно и при этом произносить слова вслух.
Ее величество ТЕТРАдь
Слово "тетрадь" произошло от древнегреческого слова "тетра", обозначающего число четыре. В Древней Греции и Древнем Риме для записей использовали тонкие деревянные дощечки, покрытые воском. На воск наносились надписи с помощью тонкой острой палочки. Эти дощечки скреплялись по четыре штуки, отсюда и тетрадь.
О школьном звонке
Звонок, который зовет нас на урок и перемену, был придуман почти 300 лет назад. Первым с электронными колокольчиками экспериментировал Михаил Ломоносов. Подвешивались колокольчик и молоточек, соединенные ниткой с электростатической машиной, которая вырабатывала электрический ток. При пропускании тока по цепи молоточек притягивался к колокольчику и стучал по нему. В 19-м веке такой звонок стал использоваться в телеграфе. А затем стал применяться в школах и гимназиях.
О карандаше и резинке
Карандаш пишет благодаря стержню графита, который оставляет след на бумаге. Ластик притягивает на себя частички графита. К тому же ластик крошится. И его загрязненные графитом частички остаются на бумаге, которые можно легко убрать. Получается, резинка постоянно обновляется. Кроме того, ластик убирает и частички бумаги, на которые нанесен графит. В итоге получается снова белая поверхность листа. До появления современных ластиков, которые сделаны из резины, использовался хлебный мякиш. Им тоже можно стереть карандаш. Но он недолговечен. В 1736 году Шарль Мари де ля Кондамин привез из Южной Америки каучук ("индийскую резину"), ее стали использовать в качестве ластика. А в 1839 году был открыт процесс вулканизации Чарльзом Гудиером, благодаря чему стали делать резину. Хайман Липман в 1858 году придумал резинку, прикрепленную к кончику карандаша. Также есть ластики для удаления чернил с бумаги. Они более твердые. И нужно действовать ими аккуратно, чтобы не повредить слой бумаги.
В начале учебного года стартует конкурс на лучшее стихотворение и рассказ о школьной жизни, учителях, одноклассниках. Присылайте ваши произведения в редакцию. Лучшие будут опубликованы. А победители награждены.
Бабушка Грифель купила остров треугольной формы (равносторонний треугольник). На нем она решила посадить картошку, помидоры, яблоки и пшеницу. Ластик вырыл четыре колодца. Как теперь Бабушке Грифель разделить остров на четыре равных участка, чтобы на каждом из них был колодец. Как это сделать?
Подготовила Инна ИЩУК.