Номер 27 (1272), 24.07.2015
В зале Еврейского культурного центра "Бейт Гранд" была представлена камерная опера "Одесская легенда" известного композитора Алены Томленовой. Конечно же, в основу написанного Ольгой Нивельт либретто легли "Одесские рассказы" Исаака Бабеля, посвященные похождениям налетчика Бени Крика.
- Эта опера возникла в замысле 20 лет назад, во многом была написана тогда, сейчас я в ней кое-что изменила, - говорит Алена Томленова. - Концертное исполнение полной версии состоялось весной в филармонии. Колебалась, стоит ли прибегать к определению "опера", мне больше нравится жанр "иронические сцены с пением и танцами по мотивам "Одесских рассказов" Бабеля". Но это слишком длинно, камерная опера - так лаконичней и солидней.
Менее часа идет это увлекательное действо (пока ближе к концертному исполнению в костюмах, нежели к режиссерской постановке). Публика оказывается на одесской свадьбе - выходит замуж сестра Бени Крика, кокетливая Двойра (Анна Стоянова), ее кружит в вальсе счастливый жених (Владислав Долгиер). Умудренные жизнью Арье-Лейб (Виктор Мельник) и Фроим Грач (Андрей Малинич) советуются, как бы им поскорее и поудачнее выдать замуж вертлявую Баську (Нина Качур). Возится с младенцем деловая женщина Любка Казак (Ольга Крепс), приносит весточку о грядущей облаве от тети Ханы с Костецкой молодой человек в подвернутых брючках (Валерий Задорожный), захаживает на огонек строгий пристав (Владислав Шульженко)... Но Король здесь один. Это элегантный и собранный, как пружина, Беня Крик (молодой баритон Игорь Онищенко демонстрирует стопроцентное попадание в образ!). Заливистый свист разбитной Мани (Татьяна Белоусова) он остановит речитативом "Тише, Маня, вы не на работе... Холоднокровней, Маня"... Времени на раскрытие каждого образа немного, но индивидуальные музыкальные характеристики воплощены композитором замечательно, в либретто даже приезжий заглядывать лишний раз не станет...
Вся опера идет в сопровождении инструментального трио: Наталья Литвинова - скрипка, Владимир Гитин - кларнет, Наталья Изуграфова - фортепиано (в "Бейт Гранде" использовалась электроника, но старое доброе пианино тут было бы органичнее). Хочется пожелать этому знаковому сочинению нашей землячки долгую сценическую жизнь и множество режиссерских воплощений.
Алена Томленова успешна не только в качестве сочинителя музыки, она преподаватель, растящий композиторские таланты, умеющий поддержать и выявить лучшее. В мае в Киеве под патронатом мэрии столицы прошел Первый композиторский фестиваль академической музыки "За единую европейскую Украину", который представил украинских композиторов-классиков, композиторов разных частей Украины (Алена Светославовна была в их числе). В мае же в Киевской консерватории имени Чайковского на фестивале Art Compositition первое место в младшей категории занял ученик Томленовой Никита Борщев, первое место в средней категории заняла ее же питомица Влада Лысенко.
- Являюсь председателем оргкомитета этого фестиваля, представляла проект "Юные композиторы" (от 6 до 15) из Одессы, Киева, Львова, Запорожья, - рассказала Алена Светославовна. - Оба - "столярики". Никите 10 лет, играет на трубе, написал струнный квинтет, что для его возраста просто беспрецедентно сложный жанр. Влада на год старше, она сочинила пьесу для кларнета и фортепиано, и три очень интересные миниатюры о человеческих пороках: "Подлость", "Ложь", "Лень" для голоса и фортепиано. Молодежь наступает на пятки, и я этому рада!
Мария ГУДЫМА.
На фото:
так выглядит оперный Беня Крик
(Игорь Онищенко).