Номер 24 (1269), 3.07.2015
Одесский Театр поэзии и драмы возвратился с международного театрального фестиваля, который проходило в немецком городе Донцдорфе. Моноспектакль заслуженного артиста Украины Юрия Невгамонного "Разговор в семействе фон Штейн об отсутствующем господине фон Гёте"", поставленный исполнителем по пьесе немецкого драматурга Петера Хакса, уже полюбился одесской публике. Показы, проходившие на сцене Театра кукол (а данный театр стремится привлекать взрослую аудиторию по вечерам), вызвали восторг у театральных гурманов. Психологическая монодрама Петера Хакса была впервые с успехом поставлена в Дрездене в 1976 году. В основу пятиактной пьесы положен вымышленный рассказ близкой знакомой Гёте Шарлотты фон Штейн (1742-1827) о её отношениях с Гёте с 1775 по 1786 год, когда Гёте вдруг неожиданно для всех уехал из Веймара в Италию. Драматург внимательно изучил их переписку, насколько это было возможно, ведь Шарлотта настаивала на уничтожении своих писем, и умело использовал ее в пьесе. Публика забывает в процессе спектакля, что перед ней актер, а не актриса и воспринимает Юрия Невгамонного в качестве медиума, вызвавшего дух слишком далеко зашедшей в своих увлечениях и гордыне женщины.
Премии на фестивале не присуждались, но спектакль по рейтингу популярности разделил первое место со спектаклем голландской труппы. Принимали одесситов старые друзья, ведь дружба Театра поэзии и драмы Аркадия Словесника и Акционтеатра Герхарта Кранера началась давно. Увы, нет уже с нами Словесника, и ушли в прошлое времена, когда самодеятельные коллективы сравнительно легко перемещались по фестивальным площадкам мира, были бы таланты и желание...
- В 1989 году наш коллектив был приглашен в Японию на международный театральный фестиваль, - вспоминает участница поездки, театральный художник Наталья Рябова. - Совершенно одуревшие от радости, диковато озирающиеся, наши актеры вышли в аэропорту Нарито, попали таким образом на японскую землю и включились в совершенно феерический ритм фестиваля. Каждый день были спектакли, встречи, знакомства, сейчас всего и не вспомнить. Но одно знакомство, начавшееся в Японии, продлилось на долгие годы и длится до сих пор, перейдя в дружбу. В августе 1990 года мы приехали в город Донцдорф, встретили нас радушно, Аркадий там должен был проводить мастер-классы по актерскому мастерству с коллективом Герхарта, а Герхарт, соответственно, с нашими ребятами занимался... Тут следует добавить, что Аркадий стоял на прочных позициях школы Станиславского, а Герхарта больше клонило к Гротовскому. Мы попали в компанию людей, говорящих по-немецки. Это был Акционтеатр, чей спектакль нам очень понравился, показался очень теплым - чудесная детская сказка. Донцдорф - городок маленький, расположенный на юго-западе Германии среди Швабских Альп. Благодаря Герхарту он стал своеобразным культурным центром, Герхарт еще и художник, там регулярно проходят выставки, одним словом, не место красит человека, там еще недалеко Баден-Баден, и очень красивая природа... Возникла интересная идея совместного спектакля "Люди и страсти", участвовали обе труппы, работали оба режиссера. Спектакль состоял из отрывков произведений немецкой и русской классики, причем русскую классику играли немцы. В той совместной постановке режиссером сцендвижения и всех пластических переходов была ведущая актриса Театра пластической драмы Гедрюса Мацкявичуса Людмила Попова. Уникальность этого сотрудничества была в полном взаимопроникновении в культуру другого народа. Не могу сказать, что все шло гладко, легко, было очень много непонимания, споров, выяснения отношений, как в любой театральной работе. Спектр всех ощущений! Но в результате получилась блестящая постановка.
Нет противоречия в том, что на фестиваль поехал профессиональный артист - с Театром поэзии и драмы всегда дружили и сотрудничали профессионалы, работал он на базе межобластного отделения Союза театральных деятелей. Главное, не прерывается старая дружба, не угасают воспоминания, и зарубежные друзья представляют себе сегодняшнюю театральную Одессу по одному из лучших образцов. Более того, в этом фестивале уже лет десять как принимают участие профессионалы, каковыми и являются вышеупомянутые голландцы. Одесситы рассказали, что на нынешнем фестивале очень интересную работу показали иранцы, также был хороший моноспектакль египтян (режиссер, она же актриса). И были интересные труппы из Турции, Китая... Приятно ощущать, что в этом ряду одесситы отнюдь не потерялись, оказались вполне на уровне.
На фото: Юрий Невгамонный
со своим кукольным "партнером".
Материалы полосы подготовила
Мария ГУДЫМА.