Номер 20 (1364), 9.06.2017
Конструктор стихосложения от Инны Ищук
Почему люди пишут стихи. Откуда рождаются строчки, которые потом хотят слышать снова и снова. Как создать произведение, которое будет "настоящим", оценено и войдет в сокровищницу литературы. На эти вопросы в свое время я получила ответы в Литературном институте имени Горького, посещая семинары маститых поэтов.
Я училась у Романа Сефа, Бориса Анашенкова, Юрия Кузнецова, посещала семинары Кострова и Николаевой. Семинары проходили очень остро и болезненно для начинающих писателей. Автор читал стихотворение, которое, как водится, считал своим шедевром. Но все оказывалось не так. Стихи разбирали по строчкам, словам, даже буквам, по звучанию, ритму и рифме. Мы проходили учебник стихосложения Жирмунского, где очень подробно описаны способы сочинительства. Но это была теория. Приложить ее на практике, казалось бы, все понятно. Но вот тут и возникали нюансы.
Как говорил поэт Анатолий Дрожжин, мой первый учитель, зная теорию, стихи написать просто. Но так, чтобы они были настоящими, это могут единицы. Что же такое настоящие стихи? Это строчки, которые будят нас каждым своим словом, заставляют восхищаться образами, необычными сравнениями, метафорами и глубиной мысли, заложенной в динамите стихотворения. Произведение должно "взорвать" нас. И тогда мы скажем: "Ух ты, как здорово!"
Поэтому, составляя свой конструктор стихосложения, учтите, что первая и самая важная деталь в этой конструкции - это образ. Мы должны сделать что-то неповторимое, создать то, чего еще не было в этом мире. Посмотреть на небо, море, скалы не так, как смотрели до нас. Найти в каплях дождя свою музыку и высечь радугу брызг строк, которые взволнуют каждого. А для этого нужно научится наблюдать. Причем не так, как нам навязывают. А видеть то, что мы можем разглядеть сами. Это не волна, а хвост русалки, которая собирает жемчуг на дне моря. Это не месяц на небе, а скибка апельсина. Это не река, а синяя лента. Фантазировать можно до бесконечности, соединяя эти образы в строки и рисуя свою индивидуальную картину. Но описывание того, что вы видите, это еще не стихи. Для чего вы пишите? Вам нравится рифмовать? В нашем конструкторе по 50 рифм на каждое слово, если не больше. С тем же успехом можно заняться математикой с логарифмами и интегралами. Или же вы хотите сказать миру то, что вы чувствуете, что вас беспокоит? Вот это вторая важная деталь нашего конструктора. В любом стихотворении должны быть смысл, идея - то, что вы несете в этот мир. Без идеи, смысла - это выстрел из пушки по воробьям. Как же ее найти, эту идею? Благодаря наблюдению, сложению явлений и нахождению связей между ними рождаются новые смыслы. Желтый падающий листок - календарь, который отрывает день за днем от нашей жизни. Девочка, которая удивляется, откуда мама знает о ее проделках. А все объясняется просто - об этом написано на ладошках, что маминой помадой губы красила с утра. И без спросу взяла 10 маленьких конфет. А вот лысый одуванчик, который горюет о своей улетевшей шевелюре. И щедрый клен предлагает поделиться пухом на новый берет. В мире столько несоответствий, которые, приравняв, мы получим забавное стихотворение. Читайте Хармса и Заболоцкого, Маршака и Чуковского.
А когда мы найдем идею, нам нужно будет ее воплотить в ткань стихотворения. Шить мы будем разноцветными нитками. И слова подбирать самые точные по смыслу. В конструкторе вы обязательно найдете точную рифму, только не берите две из одной глагольной части речи. Глаголы и прилагательные рифмуйте только в крайнем случае. Существительные - всегда. Избегайте шипящих причастий. Колорит придает рифма разных частей речи: Вокзал - Сказал, Марка - Ярко.
Важная деталь в конструкторе - благозвучие стиха. Много согласных, идущих друг за другом, сложно выговорить. Читайте, что вы написали, пусть оно льется свободно и легко.
В литинституте я получила еще один урок - особенно внимательно следить за сочетанием слов. В стихотворении "В электричке я без дела ни минуты не сидела" Роман Сэф попросил меня заменить первую строку. Потому что то, что произносится, читать детям нельзя. Вот такой великий богатый русский язык.
А еще важно стихотворение выписать ритмически. В каждой рифмующейся строке должно быть одинаковое количество слогов и одинаково падать ударение. У любого стихотворения есть свой размер: ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль в зависимости от ударения на первый, второй или третий слог.
Ну и самая главная часть в конструкторе - это последняя строчка. Она должна быть заключительным аккордом произведения. И оставить самое сильное впечатление. Заставить задуматься или засмеяться, заплакать или удивиться. Это ключевая деталь, которая и сделает ваше стихотворение шедевром.
Написав стихотворение, отложите его. Потому что сейчас вы не можете его оценить критически. Потом, свежим взглядом прочитав написанное, вы увидите то, что у вас получилось. Прочитайте его близким, знакомым. Учтите, что они говорят. Обязательно советуйтесь с литераторами, мастерами слова. Никогда не обижайтесь на критику. Все субъективно. Но прислушиваясь к замечаниям мастеров пера, следуя советам и собственному внутреннему ощущению, вы сможете поднять ваше творчество на более высокий уровень. Успеха в этом нелегком деле! Потому что, взяв на себя этот крест, вам придется уже нести его всю жизнь. Но если не писать у вас не получается, учитесь, работайте над стихом, чтобы делать это как можно лучше!