Номер 07 (1301), 26.02.2016

НО СНАЧАЛА БЫЛА ЖУРНАЛИСТИКА...

Сегодня самым популярным детским писателем в Украине считается Владимир Рутковский, лауреат Национальной премии Украины имени Т. Г. Шевченко. А начинал Владимир Григорьевич свою творческую деятельность с журналистики, сотрудничая, в том числе, и с предшественницей "Порто-франко" - газетой "Комсомольская искра".


- Можно сказать, что в журналистику меня затащили силой. После окончания политехнического института я работал на Одесском суперфосфатном заводе, а в свободное время сочинял стихи. Заодно по просьбе хороших приятелей-журналистов писал заметки и очерки. В 1968 году мне предложили перейти работать на областное радио. Сначала я отказывался, потому что на заводе чувствовал себя намного комфортнее. Но когда поставили ультиматум: или я перехожу на радио, или моей ноги там больше не будет - пришлось согласиться. Дали готовить молодежный радиожурнал "Горизонт". Штат - одна единица, поэтому пришлось поработать и редактором, и корреспондентом, и кем угодно. Я обратился за помощью к своим ровесникам из "Комсомольской искры". Первыми откликнулись Борис Деревянко и Юлий Мазур, благо, они тогда уже обзавелись семьями, а гонорары в "Искре" были мизерными. Благодаря им я ближе познакомился с коллективом этой газеты. Поразила их сплоченность. Я даже был свидетелем, как ребята на одной из дружеских вечеринок поклялись, что будут поддерживать друг друга до конца жизни... И должен сказать, что слово свое они сдержали.

То же могу сказать о газете "Порто-франко", с сотрудниками которой я постоянно соприкасаюсь. Коллектив тут подобрался талантливый и дружный, и это наводит на ассоциации с "Комсомольской искрой".

В моей журналистской деятельности было немало забавных историй. Взять первый выговор, который я получил за свою инициативу. На одной из журналистских конференций я услышал историю о том, как литовский радиожурналист во время интервью с министром легкой промышленности опозорил его на весь мир, показав, что на нем нет ни одного из предметов одежды производства его отрасли. Ни костюма, ни ботинок, ни брюк с рубашкой. Все заграничное. Из-за этого министр якобы подал заявление на увольнение. И неудивительно, что этот фокус захотелось повторить и мне. Выбор пал на продукцию одесского "Плодовощторга". Вернее, на ее отсутствие. Я замаскировал в рукаве микрофон и под видом обычного покупателя отправился по торговым точкам. Своими вопросами: почему у вас такая плохая картошка, почему нет моркови, капусты, - доводил продавцов чуть ли не до бешенства, и, конечно, несколько раз был послан туда, куда и говорить стыдно. Потом договорился с народным контролем, и мы направились к одному из руководителей предприятия. Я поставил перед ним микрофон и попросил рассказать о достижениях и просчетах его организации. Тот, конечно, начал хвастать, что план по картофелю выполнен на 105 процентов, по капусте - на 104, по моркови на 102 - хоть к ордену представляй. И когда я включил ему записи с ответами его подчиненных - руководитель побледнел и схватился за сердце. А я получил устный выговор за то, что довел ответственного товарища до микроинсульта. Конечно, мне хотели дать письменный выговор, однако ребята из народного контроля подтвердили, что я ни слова не сказал, а руководитель почувствовал себя плохо после матерных слов своих подчиненных.

Параллельно с журналистской работой я занимался литературной. Где-то в 1965 году собрал в одну папку с полсотни стихов и направился в одесское издательство "Маяк". Редактор, известный одесский поэт Владимир Петрович Гетьман, полистал рукопись и отдал обратно со словами: "Подборка слабенькая. Поработайте еще и приходите через год". Я понял эти слова как отказ, поэтому положил рукопись на полку и забыл о словах редактора. Писал в стол. Через год как-то возвращаюсь с вечерней смены, а мне говорят, что приходил какой-то человек, назвался Гетьманом и очень хотел меня видеть. Не успел я моргнуть, как прозвучал звонок, и на пороге появился Владимир Петрович. "Вы что же меня подводите? Ваш сборник уже пора сдавать в набор, а я его еще не видел!" Мы с ним просидели на кухне всю ночь, и на утро сборник был готов.

Казалось, в литературной жизни все складывается для меня хорошо. В 1969 году приняли в Союз писателей СССР. А через месяц - появилось закрытое письмо ЦК КПУ, в котором критиковалась деятельность одесского обкома партии. В нем я фигурировал в роли "идейно незрелого" молодого поэта. В итоге мой сборник "Плоты" был изъят из библиотек, рукопись следующей книги вычеркнута из издательского плана. А последующие 20 лет мои тексты в Украине или получали отрицательный ответ, или редактировались так, что там от меня мало что осталось. Почему так случилось, я узнал гораздо позже.

Оказывается, летом 1968 года в Одессу приехал редактор молодежных программ чехословацкого радио, и мне было поручено сопровождать его. Поскольку, кроме журналистики, он тоже занимался поэзией, мы быстро нашли общий язык. Как-то он пожаловался на своих чехословацких цензоров. Я тоже не остался в долгу. И подарил ему свой поэтический сборник "Плоты", где восстановил строки, вычеркнутые цензурой. А в августе в Чехословакию вошла Советская Армия. Против этого акта выступили 200 советских деятелей культуры, которым этот поступок обошелся очень дорого. Я в то число, конечно, не попал. Но мне "повезло" по-другому. На примере моей книги чехословацкий коллега рассказал, как советская цензура калечит произведения и души советских писателей. Вот так я и стал "незрелым" поэтом. Но время все расставило на свои места. И сегодня мои книги читают, по ним снимают кино. Скоро на экраны выйдет первый детский фильм об украинских супергероях по мотивам моей повести "Сторожевая застава".

Сейчас готовлю к печати сказочную повесть "Гости на метле". А еще вместе с детскими писателями Одессы работаем над сборником лучших произведений "Одеська читанка", которая должна помочь воспитателям детских садов и учителям младших классов области, снабдив их современной качественной детской литературой. Думаю, такая акция станет примером и для детских писателей других регионов Украины.

Подготовила Инна ИЩУК.