Номер 21 (1315), 10.06.2016

ВОЙТИ В ТЕАТР, КАК В "ФЕЙСБУК"

Время от времени в Еврейском культурном центре "Бейт Гранд" от создателей легендарного спектакля "Дикарь Forever" (напомним, в Одесском Доме клоунов он идет в исполнении Бориса Барского) можно увидеть моноспектакль киевского актера Юрия Дяка.

Юрий Дяк в 2010 году окончил Киевский театральный университет имени И. К. Карпенко-Карого (мастерская Михаила Резниковича), преподает актерское мастерство, ведет свой актерский курс в Академии эстрадного и циркового искусства. Отзывы одесских зрителей - самые восторженные. Спектакль "Facebook. Post scriptum", говорят, внятен и тем, кто не заводит аккаунтов в социальных сетях, но активным пользователям это, конечно же, ближе. С интересом потребляют сей современный театральный продукт и те, для кого социальные сети - только инструмент, и те, кому они скорее мешают полноценно жить и общаться. Актуальный спектакль, безусловно, будет одним из многих, побуждающих выйти из "Фейсбука", добраться до театрального зала, чтобы... оказаться там же, только в чужом профиле. А кто знает, вдруг театр будущего сможет создавать столь интерактивные постановки, что зрители по желанию смогут проецировать свои профили на большой экран...


Режиссер Давис Колбергс поместил артиста как раз на фоне профиля его героя, Саши Снежко. Техника порой досадно подводит, да и необязательно каждый раз наглядно подтверждать истории о получивших множество лайков фото девушки в купальнике или смене загадочных статусов в профиле Сашиной любимой девушки. Спектакль силен как раз не надуманной интерактивностью, а доверительной актерской интонацией. Честно говоря, ни в какую логистику, которой якобы занимается Саша, не веришь (для этого занятия надо, пардон за грубость, иметь чугунную задницу), артисты такого плана наиболее убедительны в ролях театральных людей. Актер Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки Юрий Дяк создает образ личности весьма неусидчивой, пластичной и демонстративной, ему бы подошла пьеса об артисте, который в социальных сетях вступает в профессиональные группы, ненавязчиво ищет работу и постит фото с бесконечных кастингов.

Но вернемся к нашему "Фейсбуку", в котором Саша делает первые шаги, восторженно делясь новыми возможностями: "Здесь ты всегда можешь быть тем, кем хотел!". Герой, в обычной жизни руководящий грузоперевозками, оказывается в полном смешных реальностей мире, где люди прячутся под фальшивыми аватарками, гордо именуя себя Дартами Вейдерами или Нострадамусами (фантазии же кот наплакал).

В социальной сети обычный парень, не блещущий умом и эрудицией, может цитировать Бегбедера (не больше и не серьезнее), смешить девушек забавными карикатурами, считать часы и минуты, прежде чем "та, которая..." поставит под очередной его банальностью вожделенный "лайк".

Саша анализирует количество "лайков" под фото виртуальной подружки в новом купальнике - снимок "отлайкали" сразу 38 горячих турецких парней. "Фейсбук" на самом деле раздевает человека не до купальника, а гораздо дальше. Можно быть внешне симпатичным, опрятным и воспитанным человеком, но с утра до ночи репостить дурацкие фейки, разводить склоки с другими пользователями, грубить и хамить налево и направо, и скоро люди будут плеваться при одном упоминании твоего имени.

Веселый монолог Саши Снежко внезапно прерывается: почему-то стали появляться на его "стене" горестные фразы, написанные любимой, сестрой, друзьями... Кто-то даже ролик новостного выпуска выкладывает об аварии, где Сашу называют погибшим. Герой пытается ответить, утешить близких, заявить об ошибке, но нет соединения, и это уже не технические неполадки спектакля. Подумать только. Он же как раз несколько минут назад замечал, что иные пользователи должны будут непременно зайти в "Фейсбук", чтобы удостовериться в своей смерти! Как Саша Снежко выпутался из этой ситуации - увидите во время очередного гастрольного представления. Легко предсказать, что это далеко не последняя пьеса о вездесущем "Фейсбуке"!..

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.