Номер 30 (1225), 8.08.2014

Танкер "Туапсе" - 60 лет спустя

На рассвете 23 июня 1954 года в нейтральных водах Южно-Китайского моря путь советскому танкеру "Туапсе" (порт приписки - Одесса), доставлявшему в Шанхай (КНР) более десятка тысяч тонн авиационного керосина, преградил путь эсминец Китайской Республики (Тайвань). Эсминец приказал застопорить ход, однако советское судно продолжало следовать прежним курсом. Тогда эсминец произвел три выстрела, снаряд разорвался недалеко от носа танкера, и капитан танкера был вынужден остановиться. На танкер был высажен вооружённый десант. Оказавших сопротивление членов экипажа избили и связали. Танкер вместе с командой был доставлен в тайваньский порт Гаосюн. Советских моряков разделили на три группы по 16 человек, поместили под стражу и подвергли допросам.


В этом месте необходима хотя бы краткая историческая справка.

В 1949 году, потерпев поражение в ходе гражданской войны от войск Мао Цзэдуна, глава правительства Республики Китай генералиссимус Чан Кайши укрылся на острове Тайвань. Вместе с ним туда перебрались его партия Гоминьдан, администрация и парламент - Национальное собрание, составленное из представителей всех китайских провинций. Его перевыборы предполагалось провести после освобождения материкового Китая от коммунистов. В связи с тем, что возвращение на материк не состоялось, работа депутатов свелась к продлению полномочий Чан Кайши, а после его смерти - его сына и преемника Цзян Цзинго.

Военное положение на Тайване, возвращенном Китаю после поражения Японии во Второй мировой войне, было введено 19 мая 1949 года в основном для борьбы с тайваньским сепаратизмом. Было запрещено проведение демонстраций, забастовок, ограничена свобода печати. Тайваньское правительство построило на островах мощную оборонительную систему, призванную отразить военное вторжение армии КНР. Периодически в 1950-х годах военное противостояние между КНР и Китайской республикой перетекало в горячую фазу, когда происходили вооруженные столкновения, артиллерийские обстрелы противника, тайные спецоперации.

Блокада, установленная материковым Китаем, заставляла тайваньские власти искать пути пополнения сырьевой базы, включая и прямое пиратство. В период 1949-54 гг. корабли гоминьдановского правительства Тайваня совершили 110 нападений на иностранные торговые суда. Были ограблены 43 английских, 14 панамских, 2 польских, 2 греческих судна.

Танкер "Туапсе" попал в поле внимания чанкайшистов, поскольку вез керосин Т-1, которым можно было заправить несколько эскадрилий...


А теперь передаем слово ветерану флота Николаю Федорову. Ему было 17 лет, когда юноша попал в свой первый заграничный рейс - как раз на танкере "Туапсе".

- Все началось ночью, - вспоминает бывший моряк спустя шесть десятилетий. - На рассвете на нас напали. После захвата судна чанкайшисты разбили нас на три группы. Мы требовали соединить экипаж, объявили голодовку. Потом начались допросы. Меня отделили от группы. В экипаже я был самым молодым. Думали, быстро сломают, раз молодой - значит слабый. Даже говорили первому помощнику про меня "Наш Коля..." Типа никуда ты от нас не денешься. Потом меня начал навещать господин Соколов - русский "специалист" по агитации за измену Родине. Говорил, как у нас плохо, и кем буду, если останусь. Но я твердил одно: "Нет! Нет! Об этом и разговора быть не может".

24 июня 1954 года заместитель министра иностранных дел СССР В. А. Зорин пригласил посла США в Москве Чарльза Боулена и вручил ему ноту протеста в связи с захватом танкера. Советское руководство не знало о национальной принадлежности захватившего танкер эсминца. Считалось, что захватить советский корабль в этом районе мог только американский флот. Администрация США дала ответ, что американский флот не захватывал советского корабля. Захват корабля был признан властями Китайской Республики (Тайвань), которые объяснили его тем, что танкер перевозил в КНР керосин, который мог использоваться для военной авиации.

8 сентября 1954 года года морякам сообщили приказ начальника генерального штаба Китайской Республики, в котором говорилось: "Танкер и груз конфискованы. Команду считать военнопленными". Советское правительство, не имевшее своего представительства на Тайване, обратилось с просьбой к руководству Франции взять на себя заботу о судьбе членов экипажа "Туапсе". Аналогичная просьба была высказана в адрес шведского общества Красного Креста. В результате общих усилий удалось освободить 29 членов экипажа "Туапсе", включая капитана В. А. Калинина, которые не подписали прошение о политическом убежище и смогли установить связь с французским консульством на Тайване. 30 июля 1955 года они самолетом прибыли в Москву.

В их числе был и Николай Федоров. После возвращения из плена Николай Денисович закончил ростовскую "мореходку", эксплуатационный факультет Одесского института инженеров морского флота. Стал капитаном.

Судьба тех моряков, кто первоначально принял условия местных властей, сложилась драматически.

10 моряков в октябре 1955 года выехали в США. Один из них, Н. Ваганов, выступил в прямом эфире радиостанции "Голос Америки" и заявил: "Мы прекрасно понимаем, в каком положении находятся наши товарищи, вернувшиеся в Советский Союз, поэтому они говорили ту правду, которую от них ждали. Они пишут, что во время задержания судна китайцы нас били, пытали и даже грозили забросать гранатами. Ничего этого не было. На самом деле нас попросили пройти в красный уголок, где по паспортам проверили наши личности. А на Тайване ни в какой концлагерь нас не загоняли. Мы жили сперва в гостинице, а потом - на загородной даче. И голодом нас никто не морил, и насильно оставаться на Тайване не заставлял, и отказываться от возвращения на Родину не вынуждал. Мы сами выбрали свободу, но это не значит, что забыли Родину. Домой мы вернёмся, но вернёмся тогда, когда там будет полная свобода и демократия".

Много лет спустя Николай Ваганов так объяснял свой поступок:

- Каждый день ко мне приходили с кипой бумаг, расписывали преимущества американской демократии. Видимо, в конфликте замешаны были еще и спецслужбы США. Они-то и надумали снять "политические сливки". Естественно, требовали подписать бумагу о том, что я, Николай Ваганов, прошу политического убежища и жажду стать американским гражданином. Настаивали: "Ты один остался, все давно подписали". Каюсь, через три месяца такой обработки (а нас в это время никуда не выпускали) я "сломался".

В надежде, что из США как-то удастся выбраться домой, прошение подписали еще 18 членов команды танкера. Они рассчитывали, что в США есть советское посольство и консульство, потому, когда ослабнет контроль со стороны спецслужб, можно будет туда обратиться. Расчет был верным. В апреле 1956 г. Н. Ваганов вместе с четырьмя товарищами явились в советское посольство и были возвращены в СССР. По каким-то причинам Н. Ваганов был арестован только в 1963 г. и осуждён Горьковским областным судом к 10 годам лишения свободы за измену Родине. Он отбыл 7 лет и в 1970 г. был помилован.

В 1959 г. Одесский областной суд заочно приговорил тех моряков, кто в СССР так и не вернулся (В. Татарников, М. Иваньков-Николов, В. Ерёменко и В. Соловьёв), к смертной казни за измену Родине.

М. Иваньков-Николов психически заболел в США и был передан в 1969 году представителям советского посольства. Он вернулся в СССР, был помещён в психиатрическую больницу, где провёл свыше 20 лет.

Четверо моряков в 1957 г. уехали с Тайваня в Бразилию, а оттуда - в Уругвай. Там в 1957 г. они явились в советское консульство и были отправлены в СССР, где получили по 15 лет лишения свободы. В 1963 г. все они были освобождены в порядке помилования.

Трое же, В. Книга, В. Лопатюк и В. Саблин отказались от подписанного ими прошения о политическом убежище в США. Заочным решением суда Китайской Республики они были приговорены к 10 годам тюрьмы. Эта группа провела на Тайване почти 35 лет - семь лет они пробыли в тюрьме, затем были помилованы и помещены под домашний арест в пригороде Тайбэя. В 1988 году благодаря советскому консулу в Сингапуре они были освобождены и доставлены в Москву.

Ж. М. Димов покончил с собой, а А. В. Ковалёв и М. М. Калмазан умерли на Тайване.

Танкер "Туапсе" был включён в состав ВМС Китайской Республики, и ему было присвоено наименование "Куайцзи". Впоследствии он был выведен из состава ВМС и до сих пор находится в тайваньском порту Гаосюн.

В 1958 г. история захвата танкера легла в основу фильма Киевской киностудии им. Довженко "Ч. П. - Чрезвычайное происшествие". Сценарий фильма написал одесский драматург Григорий Колтунов. Картину снял Виктор Ивченко, один из лучших режиссеров украинского кино ("Есть такой парень", "Ивана", "Лесная песня", "Гадюка" и др.). В главных ролях снялись популярные актеры Михаил Кузнецов, Вячеслав Тихонов, Владимир Дальский и другие. Фильм имел оглушительный успех, став лидером кинопроката 1959 года.


Его посмотрели свыше 47 млн зрителей - это лучший показатель среди всех кинокартин, которые когда-либо выходили под эгидой Киевской и Одесской киностудий.

Безусловно, эта картина является детищем своего времени, но актерская игра и по сей день приносит удовольствие.

В Одессе же энтузиасты шесть лет добивались возможности увековечить память танкера "Туапсе", пока руководством Одесского порта не было приято решение об установке мемориальной плиты. И теперь каждый год на причал Одесского морвокзала приходят товарищи "туапсинцев" почтить память ушедших.

Инна ИЩУК,
Андрей ТИШКОВ.

На фото: - танкер "Туапсе";

- Николай Федоров;

- кадр из фильма "Ч. П. - Чрезвычайное происшествие".