Номер 18 (1213), 16.05.2014

"НОЧИ" БЕЗУМНЫЕ, "НОЧИ" БЕССОННЫЕ...

В хорошем смысле слова элитарный, совершенно необычный - только так можно говорить о состоявшемся в Одесской филармонии 20-м Международном фестивале современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки".

Увы, но объективные причины помешали замыслу организаторов провести юбилейный фестиваль в подобающем масштабе. Они вынужденно прекратили в конце прошлого года прием заявок от зарубежных участников. Надеемся, через год все как-то успокоится и наверстаем упущенное, ведь для Одессы принять в этом году музыкантов из 28 стран мира - камерный формат, конечно, не лишенный особого обаяния.

Бессменным организатором фестиваля является "Ассоциация Новая Музыка", поддержку проекту оказали Министерство культуры Украины, областные и городские власти, Посольство Израиля, Генеральное консульство Грузии, Гёте-институт, Польский институт в Киеве, "Баварский дом Одесса", швейцарский фонд культуры "Про Гельвеция" и другие институции. Начинались концертные бдения в Большом зале, а вечером музыканты и слушатели перемещались в нижнее фойе, переоборудованном под зал для самых авангардных экспериментов.

Верные друзья "2Д2Н" - ансамбль перкуссии Фрайбургского музыкального университета (Германия), монгольская певица Баадма Бадамхорол, австрийский бас-баритон Руперт Бергманн. Одесский молодежный женский хор "Ориана" дебютировал на фестивале всего год назад, а сегодня уже невозможно представить, что в фестивальной программе его может не оказаться! И, конечно, невозможно обойтись без одесского молодежного ансамбля Senza Sforzando, в чьем исполнении прозвучали новые произведения одесских композиторов Асмати Чибалашвили, Кармеллы Цепколенко, Юлии Гомельской... А мировая премьера пьесы "Сумерки" еще одной талантливой одесситки Алены Томлёновой состоялась благодаря украинскому дуэту Дмитрий Таран (валторна) - Елена Павлова (фортепиано).

Украшением фестивальной программы стали концерт-портреты Евгения Станковича и Юлии Гомельской, электронно-акустические эксперименты шведского ансамбля SOYUZ21, мировая премьера "Лабиринтов сознания" в авторском исполнении пианиста из Израиля Беньямина Юсупова (произведение было заказано для 14-го Международного конкурса пианистов-мастеров имени Артура Рубинштейна), скрипичная соната Богдана Кривопуста (скрипач - Александр Павлов, автор у рояля), украинская премьера произведения польского композитора Алиции Гронав "Последнее число февраля" для струнного квартета (исполнил Senza Sforzando). Впрочем, каждое фестивальное мгновение было особенным и тем более ценным, что на сей раз впечатлений было количественно меньше, а качество при этом не пострадало.

- В этом году одесская музыкальная весна - знаковая, считает заслуженный деятель искусств Украины, член оргкомитета "2Д2Н" Леся Олийнык. - Диалог Украины и мира перерос в диалог мира и Украины, который, к сожалению, перерос в политику, но Одесса продолжает вести музыкальный диалог с миром, показывая при этом, что украинская музыкальная культура - богатое, разнообразное и яркое явление.

- Артисты, художники, музыканты ответственны за то, чтобы сохранить креативность, а в итоге - и мир во всем мире, - говорит президент фестиваля Бернхард Вулф (Германия). - Мы нуждаемся в креативности и мечтах для того, чтобы выжить. У нашего фестиваля три родителя - Кармелла Цепколенко, директор Александр Перепелица и я. За двадцать лет этот фестиваль превратил Одессу в совершенно особое место, куда приглашаются музыканты со всего мира. Здесь работает модель терпимости и открытого мышления, то есть мирного сосуществования, ведь музыка никогда не соглашается на установление каких-либо границ!

Мария ГУДЫМА.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
перкуссионистка из Фрайбурга.