Номер 38 (1233), 3.10.2014
Недавно восстановили Сторожевую башню Одесского карантина, в которой была презентована уникальная выставка клейменного кирпича, подготовленная местными коллекционерами.
После взятия турецкой крепости Ени Дунья и закладки Южной Пальмиры была построена крепость, названная Одесской. Через 100 лет рядом с ней построили Карантин, состоящий из стены и двух башен. Со временем башни разрушились, были завалены мусором. К 220-летию Одесса получила отреставрированный памятник архитектуры с выставочным залом и смотровой площадкой.
- Наконец-то мы увидели, что в Одессе можно восстанавливать исторические объекты, - порадовался начальник городского управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Андрей Шелюгин. - И показали, что все службы могут работать слаженно, одной командой.
Открытие Сторожевой башни было приурочено к выставке клейменного кирпича, экспонаты которой были представлены из коллекций Александра Фридмана, Андрея Княжева, Дмитрия Жданова и Бориса Грачикова.
- Большинство старинных зданий в Одессе построено из известняка, - рассказали нам организаторы. - Однако с самого начала строительства города использовались и кирпичи из обожженной глины, или суглинка, которые мощным слоем перекрывают отложения известняка в окрестностях Одессы. Из кирпичей делали печи, дымоходы, ими декорировали фасады зданий. Со временем кирпич в нашем городе стал основным строительным материалом. Но он представляет собой не только промышленную ценность. За разнообразными клеймами можно разглядеть необычайно интересную, полную различных перипетий торговую и промышленную жизнь города. Именно поэтому кирпич уже давно является объектом коллекционирования.
Идея представить коллекцию кирпича в отреставрированной башне пришла на субботнике, в котором приняли участие ребята во главе с руководителем проекта "Odessa Incognita" Дмитрием Ждановым.
- Мы предложили, что хорошо бы представить в башне выставку одесского клейменного кирпича, - рассказал краевед. - У каждого уже накопилась своя коллекция. Но начали мы с колодцев. И в прошлом году вышла книга "Колодезная эра Одессы" - итог трехлетней поисковой работы. Было найдено более 100 сохранившихся старинных колодцев в центре Одессы. Когда стали ходить по дворикам, оказалось, что мы не знаем тот город, в котором живем. Мы начали собирать таблички, потом марсельскую черепицу, которая была у нас распространена в середине 19-го века. Много экспонатов привезли из Севериновки, которая вся сложена марсельской черепицей. Она везлась в Одессу судами из Марселя. Также прибывали английские кирпичи. Это было выгоднее, чем делать свои, потому что их везли как балласт бесплатно, а соответственно, они стоили дешево. А для того, чтобы работал кирпичный завод, нужно было топливо, что удорожало производство. Самым крепким отечественным кирпичом считалась продукция заводов Густава и Адольфа Гауков на Большой Фонтанской дороге. Их даже подделывали на Жеваховой горе. А самыми распространенными были кирпичи "Д. Бланкъ" одесского завода. Кстати, в Одессе еще были популярны кирпичи торгового дома "Князь Юрий Гагарин", из которых складывали камины.
Больше всего экспонатов представил самый юный коллекционер пятнадцатилетний Андрей Княжев. Школьник собрал уже 60 раритетных кирпичей, исследуя одесские дворики.
- Полтора года назад я нашел свой первый кирпич в Водном переулке, недалеко от своего дома. Самый редкий кирпич завода Шварцштейна был найден на улице Бунина. Каждые выходные я приходил домой с кирпичами в рюкзаке. И папа тоже стал ходить со мной на поиски раритетов.
Были и забавные случаи у краеведов. Александр Фридман обнаружил находку после сноса зданий возле Привоза. Но к нему подошли люди и сказали, что это их имущество. Он показал удостоверение общественного инспектора управления и попросил всего один кирпич для музея.
Так и была собрана эта коллекция. Свою лепту внесла также Одесская национальная библиотека им. М. Горького, предоставив фотокопии рекламных объявлений кирпичных заводов. В Сторожевой башне экспозиция клейменного кирпича находилась всего три дня. А сейчас переселилась на улицу Новосельского в дом Александра Фридмана, который планирует открыть музей одесского кирпича.
Инна ИЩУК.