Номер 36 (1330), 23.09.2016
Новый спектакль Одесского ТЮЗа "Ловушка для божьих птах" по пьесе российского драматурга и сценариста Евгения Сулеса обещает стать событием сезона. Вот со знаком плюс или со знаком минус - сказать однозначно нельзя.
Ибо наряду с сильными творческими решениями постановка изобилует огрехами, которые делают ее театральным пиар-продуктом, подверстанным к некой медицинско-просветительской кампании. Сразу отметим, что сколько бы ни говорилось на пресс-конференции, в которой, помимо авторов спектакля, принимали участие также представители облгосадминистрации и горсовета с экспертами-консультантами, что эта работа театра - " не кампанейщина", на полноценное произведение искусства "Ловушка..." никак не тянет.
В театральном искусстве давно и прочно заняла свое место документальная драма, основанная, как правило, на реальных событиях и поднимающая острые злободневные вопросы. Для этого жанра даже придумано определение: "Театр.doc". Но одно дело, когда такие представления играют для взрослой публики, и несколько иное, если речь идет о подростках, на которых и рассчитана одесская "Ловушка...". Мы подчеркнуто написали "одесская", поскольку "оригинал" спектакля идет в московском театре "Содружество актеров Таганки", художественным руководителем которого является уроженец нашего города Николай Губенко, чей путь на профессиональную сцену начинался, кстати, именно в Одесском ТЮЗе. Трудно понять, почему директор театра Евгений Бубер (который в данном случае выступает как "художественный руководитель проекта") решил, что постановка российского режиссера-педагога Артема Тынкасова (созданная, между прочим, специально для проекта "Безопасная столица" партии "Единая Россия") может помочь в профилактике молодежной наркомании. Вот ведь характерная оговорка: рекламные анонсы обещали "театральную вакцину", а ведь наркоманию невозможно привить, ибо "прививка" как раз часто и вызывает зависимость. Странная, однако, эта "вакцина", не так ли?
Вообще же, прежде чем вести в массовом порядке на "Ловушку..." старшеклассников (а, по всей видимости, так оно и будет: надо же театру и финансовый план выполнять!), стоило бы провести ряд просмотров для директоров школ, завучей по воспитательной работе, просто педагогов и психологов, узнать их взгляд на проблему и оценку спектакля. В театре вроде как проконсультировались у наркологов и наркозависимых (хотя что могли дать эти консультации, если постановка перенесена с московской сцены на одесскую?!). Не исключено, что именно поэтому один из героев (в программке он значится как Психотерапевт) внешне копирует имидж скандально известного в нашем городе персонажа Стаса Домбровского.
Сергей Фролов. |
Герой со знанием дела вещает о том, что "существует только первый кайф", все остальное - борьба с ломкой, что собственный опыт "чистой" жизни дает ему возможность спасать тех, кто попал в ловушку... Бравада стильного дяденьки, конечно, никого не спасла в пьесе. Но горячие головы из числа областных чиновников договорились до того, что следует привлекать бывших наркоманов, "часто очень образованных и начитанных людей", к проведению бесед в школах. Такое практикуется, но никто еще не доказал, что эти встречи дают положительный эффект. (Если же учесть все растущее количество юных потребителей наркотиков, то легко предположить, что эффект прямо противоположный). Так что, как верно заметила одна из зрительниц, "пусть эти господа своих детей достойно воспитают, пусть в центрах реабилитации помогают, а в классах им делать нечего. Другие примеры следует подавать нашим детям и других наставников искать".
Вспомнилось, кстати: лет десять с небольшим назад пытались внедрить в одесских школах программу по борьбе с наркозависимостью, получили педагоги пособия - и наотрез отказались показывать их ученикам. Ибо там была полная инструкция: что принимать, у каких дилеров приобретать и так далее, и тому подобное. Давайте не наступать на те же грабли. А ежели кому из чиновников так нравится Стас Домбровский, пусть возьмет его к своим детям в качестве гувернера.
Влад Костыка |
Предполагается, что спектакль "Ловушка..." заинтересует старшеклассников. Но главный герой - отнюдь не подросток. Он вполне себе совершеннолетний, живет вместе со своей девушкой Леной (Янина Милова), и впору уже подумать о свадьбе. Даже странно, как легко взрослый человек соглашается впервые принять наркотик. Лена какая-то возрастная, скучноватая, несмотря на легкое бельишко, в котором она щеголяет на сцене. Собственно, она нужна для того, чтобы авторитетно произнести в зал: "Девочки, бегите от наркоманов!".
Влад Костыка хорош в роли Сергея, натуралистично изображает ломку с судорогами, после которой его герой трогательно засыпает на руках у матери (заслуженная артистка Украины Ирина Охотниченко). Ближе к финалу апатичный Сергей - уже пациент дорогой наркоклиники. Если верить драматургу, в подобных заведениях пациентов не столько лечат, сколько избивают и оскорбляют, что ставит под сомнение саму возможность излечиться. Лучше не пробовать наркоту вообще! Стенает и возмущается поведением сына богатый папа (Виктор Раду), которого Сергей и винит в своем падении: слишком много работал родитель, всего два раза в зоопарк сводил. Очень весомая причина, а если бы в семье вообще отца не наблюдалось, сын бы сразу из окна выбросился? Наркоманы любят винить в своих пороках кого угодно, только не себя. А в девяностые кто желал заниматься воспитанием своих детей, тот занимался, и бизнес многие подняли, и порядочную смену вырастили. Другое дело - семьи алкоголиков-сидельцев, где детей били, издевались над ними, те бежали на улицу, а там их уже поджидали распространители наркотиков. Если в семидесятые любителям этого дела приходилось варить ширку из ацетона, то в девяностых возник целый бизнес с широким ассортиментом предложений. И по сей день работа государства с этим явлением очень слаба. Тот же Евгений Бубер на пресс-конференции справедливо заметил, что на любом заборе открыто написано, где и что можно купить. Помогут ли в таких условиях спектакли?
Когда театральными средствами стараются обличать пороки, есть риск показать эти самые пороки как нечто привлекательное, яркое, в отличие от "серого", "правильного" существования. К счастью, такого в нашем ТЮЗе все-таки не происходит, издержки положения наркомана явлены достаточно правдиво. Есть тут и сколовшийся в угоду любимой девушке Леша (Алексей Кочетов), и злобный санитар (Сергей Демченко). "Альтер эго" главного героя феерически играет Михаил Бубер - он появляется рядом с Сережей на дискотеке, вроде бы ненавязчиво предлагая попробовать свой якобы безобидный товар (все существование героев часто отрывается от банальной мебели и возносится на систему свисающих с колосников канатов - такое решение предложила автор сценографии и костюмов Ирина Горшкова). Этот пронырливый чертенок на роликах потом явится к Сереже во время ломки, будет называть его состояние "свободой", отзеркаливать все жесты, подстрекать вынести из дома и продать какую-нибудь вещь, дабы купить новую дозу...
Жуткий, впечатляющий дуэт - вот это в спектакле безусловно ценно. Жаль, все впечатление портят аж две дым-машины со страшным выхлопом (вторую купили специально для постановки, а лучше бы и первую выбросили), в зале постоянно слышен зрительский кашель. Уже этого одного хватало бы, чтобы не пустить школьников на спектакль, чтобы не плодить новых аллергиков, имеющихся более чем достаточно.
Но есть и иное соображение. Судя по всему, авторы спектакля не верят в возможность излечения от наркомании, пророча неизбежные рецидивы, и настойчиво рекомендуют такой путь: попробовал наркотик, наложи сразу на себя руки, чтобы не мучиться. А теперь представим, к чему так можно подтолкнуть подростка, сдуру выкурившего косяк. О массовых походах "на прививку" от наркомании в театр вряд ли стоит радеть.
В нашей области 31 тысяча наркозависимых людей, рассказали на пресс-конференции специалисты. Евгений Бубер уверен, что проблему надо решать сообща, и к инициативе ТЮЗа должны подключиться другие театры города. Вот только вряд ли это помешает распространителям наркоты предлагать свой товар... А потребителям - покупать его.
Виолетта СКЛЯР, Александр ГАЛЯС.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.