Номер 4 (1000), 5.02.2010
Олега Филимонова абсолютное большинство наших сограждан представляет как неизменно улыбчивого человека, день и ночь, направо и налево рассыпающего вокруг себя анекдоты. Но мало кто знает, что любимый артист миллионов - профессиональный филолог, кандидат наук, доцент, серьезный исследователь проблем перевода с английского языка. КВН решающим образом изменил его жизнь, и вместо доктора филологических наук, профессора Олега Филимонова появился популярный артист с теми же именем-фамилией и в том же обличье. Сейчас уже поздно думать, что потеряла филология, зато Одесса приобрела еще одну "звезду", за два с лишним десятилетия не утратившую ни грана зрительской любви.
Сегодня Олег Филимонов - уже не только артист, он руководит рекламной компанией, занимается продюсированием телепроектов, кинопрокатом. Но попутно, разумеется, не оставляет сцену; ведет серьезные мероприятия, причем по всему миру - в Англии, России, США, Израиле - везде, где есть "русскоязычный наш народ" (хотя в случае необходимости свободно переходит и на английский). Как артист с богатой биографией и ученый-исследователь (хотя и в прошлом) О.Филимонов не может не задумываться об искусстве, которое сделало его столь популярным. И на предложение серьезно поговорить о юморе откликнулся охотно, хотя сразу предупредил, что о коллегах по "цеху" может говорить только хорошее или ничего. Потому решили мы говорить концептуально, хотя это условие не всегда удавалось выдерживать:
- В юмористическом жанре - парадоксальная ситуация. Юмористов - пруд пруди, всяких шоу, телепередач - смотри - не хочу, но я не видел еще ни одной статьи, ни одного интервью, в которых говорилось бы: у нас с юмором все прекрасно. Напротив, сплошная критика. А что, с вашей точки зрения, происходит сейчас в этом жанре?
- В последние годы, а это уже чуть ли не два десятилетия, все, что связано со смехом, уходит в какой-то "нижний диапазон". Мне это не нравится, как человеку, который связан с юмористическим жанром с 1987 года, - думаю, что немножко в этом деле разбираюсь. Очень уж все ушло в "низ", появилось несколько таких, понимаете, форматных вещей.
Один формат - это "Комеди Клаб", в котором очень талантливые люди работают. Я знаю многих лично и с уверенностью говорю, что это просто прекрасные ребята - талантливые, умные, образованные. Но уровень их шуток... он где-то ниже пояса, все время колеблется в этом диапазоне. Да и непечатные выражения проскальзывают. Мне, как потребителю, сначала это было любопытно и даже смешно. В конце концов, как говорит Игорь Губерман: "Раз ОНО есть в языке, почему же его не употреблять?". Но все-таки я бы этого на телевидении не позволял. Надо понимать, что телевидение - это могучий источник воздействия на умы, на стиль поведения. В закрытом клубе, на корпоративной вечеринке да, наверное, это можно. Я сам могу рассказать какой-то анекдот "на грани фола", и это вызывает смех, понятное дело. Но выносить такие вещи на очень большой, "широкий" экран - это неправильно.
Вторая крайность - передачи типа "Аншлага" и "бабок" этих, веселых, которые с Петросяном. Я, честно говоря, с содроганием на это смотрю, ну уж совсем такое за пределами моего понимания находится, но и это очень востребовано. С той разницей, что "Комеди Клаб" востребован, в основном, продвинутой, скажем так, молодежной аудиторией, где-то в возрасте до 35, а "Аншлаг" смотрят те, кому после 36 и до бесконечности.
- Неужели все так беспросветно?
- Нет, почему же. Существует, к счастью, некая "прослойка". Михал Михалыч Жванецкий с его интеллектуальным, тонким и блестящим юмором, философским: Не так давно начал писать Роман Андреевич Карцев, здорово очень: Но все это - очень маленькая и очень узкая прослойка:
Ну и мы, "Джентльмен-шоу", были как бы "между тем и тем", не позволяя себя уйти совсем уж "туда" (т. е. в "низ") и не вырываясь чересчур "сюда".
- Кстати, а куда девалось "Джентльмен-шоу"?
- Благополучно кануло в воду, естественно, не по нашей воле.
- А в чем дело? Программа творчески исчерпала себя или что-то другое?
- Именно что-то другое!
Этот телевизионный продукт 15 лет существовал на разных каналах, причем ведущих: мы шли на РТР, буквально с первого дня Российского телевидения, потом перешли на ОРТ, выходили, естественно, на "Интере" восемь лет. Достаточно много и плотно работали. Так как мы, в общем-то, украинская компания и производим украинский продукт, то нам стали прозрачно намекать, что это все, конечно, весело, смешно, рейтинг высокий, вот только язык: Но было бы, наверное, странно, если "джентльмены" вдруг заговорят на другом языке:
Потому пришлось этот проект закрыть, хотя как продакшн- проект он продолжает идти на разных каналах, на НТВ, например, в дальнем зарубежье: Иногда я включаю в тех краях телевизор и вижу себя крупным планом. Смешно!
- Мне, честно говоря, тоже претит уровень нынешних "смехачей" (за очень редкими исключениями), но тем не менее: Не кажется ли вам, что тот юмор, который мы сейчас видим и слышим с эстрады, телеэкранов, достаточно точно отражает уровень запросов, если не всего народа, то огромной, даже подавляющей его части? И что, перефразируя известное изречение, "каждый народ имеет тот юмор, которого он заслуживает"? И что "Комеди Клаб", "Аншлаг", "Кривое зеркало" и прочее - это есть, так сказать, естественный уровень потребления юмора народом?
- Я бы обо всем народе так не говорил. И не винил бы народ. Ведь у людей должен быть выбор. А выбор этот сейчас ограничен жесткими телевизионными условиями. Там все очень сложно, на телевидении. Меня там все знают, хорошо относятся, но вот мы сняли "пилотные" выпуски комедийной передачи, я приношу их на телевидение, показываю там Цекало, Якубовичу, Эрнсту, людям, от которых зависит вещательная политика канала. Они смотрят, смеются, а потом говорят: "Но это же не формат, куда это поставить?". Я задаю вопрос: "Смешно было?" - "Да, смешно", - отвечают. Тогда я говорю: "Но неужели для вас существует только лицензионный продукт, который надо купить за границей и адаптировать? Вот вам наше, свое". "Ну давай мы соберем фокус-группу!" И после этой фразы (о фокус-группе) я понимаю, что все закончилось.
- Может, телевидение опасается идти на эксперименты?
- Да какие эксперименты?! Мы же не предлагаем им сразу заплатить деньги, предлагаем продукт, две - три передачи, пусть попробуют, поставят в сетку. Появится рейтинг, будет расти, вот тогда заплатите за те передачи, которые я снял, и за следующие, которые буду снимать. Но на этом все заканчивается...
- Я вот никак не могу понять одного: Русский дореволюционный, советский юмор имел четкую социальную направленность. Причем это было характерно не только для таких титанов, как Салтыков-Щедрин или Зощенко, но и для авторов, скажем так, "второго ряда".
Вспомним тот же КВН - наиболее, по-моему, яркое явление аматорского юмора: Это имело колоссальный отклик у народа. И вот при таких традициях, при такой популярности куда это все девалось и почему так быстро "слиняло"?
- Я не думаю, что ответ такой уж сложный. Радикально жизнь поменялась. Была одна страна - стала другая.
Было одно время - пришло другое:
Как писали юмористы того времени, о котором вы упоминаете? У них все было построено на "эзоповом языке", была ирония, некая недоговоренность: "два на ум пошло, два с ума сошло". И читатели, слушатели воспринимали то, что "между строк", в интонации, в недомолвке: А сегодня: что хочешь - пиши, что хочешь - говори:
- Но ведь социальные проблемы никуда не ушли, они стали даже еще острее! Однако обратите внимание: нет сатириков, исчезли (один Жванецкий еще как-то держится), зато сколько "юмористов"!
- Тому причиной, на мой взгляд, две вещи.
Первое, это отсутствие "социального" заказа. Для того, чтобы нечто появилось, необходимо, чтобы это кому-то было нужно. Все уже коммерциализировалось, перешло в состояние жесткой коммерции. Просто так, из альтруистических каких-то там побуждений, никто ничем заниматься не будет. Просто на это нашей жизни не хватает, надо же зарабатывать. Вот если бы я был миллионером, наверное, занимался бы как раз социальным юмором. Заводы себе работают, деньги текут, а я нанимаю авторов и говорю им: вот вы мне напишите о том, вы - об этом, "болевые точки" знают все. Но все это нереально:
- Общественное мнение как-то влияет на юмористов?
- Если говорить на уровне личности, то воспринимаю его как некое отношение ко мне и к тому, что я делаю на протяжении последних 20 лет. Приятно, когда люди при моем появлении улыбаются, подходят, говорят какие-то приятные вещи. Значит, сформировалось определенное общественное мнение обо мне как носителе какого-то жизнерадостного заряда. Причем, что интересно, это мнение определенным образом трансформировалось. Когда только начиналось "Джентльмен-шоу", отношение было на таком уровне: "О! Расскажи анекдот"". Потом это перешло в другую реакцию: "О! Хочешь, я анекдот расскажу?!". Мне, честно говоря, более приятна вторая часть этого "марлезонского балета". Не буду лукавить, что телевизионная популярность, то, что люди заведомо к тебе предрасположены, помогает решать некоторые вопросы. Обратная сторона этой истории - это отсутствие приватности. Тебя все узнают, ты нигде не можешь показаться просто так, забиться в угол. Я уже 12 лет езжу в Карловы Вары, так сначала выбирался туда только в феврале, чтобы вообще никого там не было из "наших людей", чтобы можно было спокойно ходить по улицам.
Сейчас уже стало полегче.
- Но если взять общественное мнение в более широком плане. Есть такой, с моей точки зрения, блистательный артист Андрей Данилко. Но, когда читаешь то, что о нем написано, создается впечатление, что не было и нет у Украины большего кошмара, чем Верка Сердючка. Лично у меня складывается впечатление, что те, кто так пишет или думает, просто боятся признаться себе в том, что, если посмотрят в зеркало, увидят там именно Верку Сердючку:
- Тут я с вами соглашусь. Андрюша - человек просто необычайно талантливый, я его знаю лично. И он абсолютно не такой, как можно представить, судя по его персонажу. Он очень скромный, не любит публичности. А вся эпатажность Сердючки - так это некий народный персонаж.
- Я бы сказал больше: после незабвенного Тарапуньки - Юрия Тимошенко, на украинской эстраде это второй национальный образ.
- Да, конечно. Другое дело, что мне больше нравилась Сердючка-проводница. Такой абсолютно народный образ: вечно с рюмкой коньяка и огурцом (и в этом тоже поворот глубокий), этот суржик, на котором она разговаривала. Сегодняшний его образ (со звездой) тоже имеет место быть, конечно, ведь артист не может не развиваться. Андрей придумал себе эту штуку, запел, и знаете, он, как говорится, мертвых может поднять. Вот недавно я был на одном мероприятии, в котором Андрюша работал. Никто не мог расшевелить зал: ни Галкин, ни Дима Билан, а вышел Андрей на сцену, и через пять минут все уже пели "гоп-ца-ца", и весь одесский бомонд пустился в пляс: Талант!
- Но Данилко у нас один, Жванецкий у нас один, Карцев тоже один, да и Филимоновых, прямо скажем, в больших количествах не наблюдаем: Зато "смехачей" пруд пруди и, кажется, что орава эта только увеличивается в масштабе.
Поневоле возникает вопрос: а что дальше? В какую сторону пойдет юмористический жанр? Уже ведь многое в нем даже не "ниже пояса" - "ниже плинтуса". Что дальше?
- Философски рассуждая, скажу, что ничто не может продолжаться до бесконечности. Просто время сейчас ТАКОЕ. Я думаю, что его надо пережить, а затем придут новые люди. Я не верю, что наш жанр может долго в таком состоянии пребывать.
- Понятно, что придут новые люди - хотя бы в силу
возрастного фактора. Но ведь столь чаемые нами "новые люди"
сейчас смотрят телевизор, сидят в интернете, где видят те
же "Комеди Клаб", "Аншлаг" и все такое прочее: Спроси их,
кто такой Зощенко - не ответят. Да что там Зощенко, для них
уже Жванецкий - "отстой". Так откуда же эти люди будут
черпать основы юмора, которые все равно остаются всегда
классическими?
- Это достаточно сложный вопрос и глубокий. На самом деле, все зависит от состояния жизни, от ситуации, в которой мы живем. Жизнь тяжелая у всех. Даже у тех же олигархов, скажем прямо, хотя, может, им немного полегче, не знаю, но уж точно, что у них свои проблемы. Почему сегодня все так, как мы говорили, понятно: человека настолько задалбывает жизнь, и такая борьба идет за существование, что он хочет поменьше задумываться. Хочется просто прийти домой, открыть бутылку пива, сесть перед телевизором и пореготать. Это понятная реакция на трудности жизни. К нам на "Джентльмен-шоу" колоссальное количество писем приходило, мешками я носил из Главпочтамта, по две- три тысячи писем в месяц приходило, представляете?! И что люди писали в большинстве: "Как хорошо, что вы есть, как хорошо, что мы можем прийти домой и посмотреть, что в одесской коммунальной квартире происходит". Там было все по-доброму, и это была жизнь. Какой-то срез ее, гротескный, конечно, гипертрофированный, но это уже стилистический прием: И вот я думаю, что если жизнь станет немножко полегче, изменится и ситуация с юмором. Хотя недовольных всегда будет хватать. Но тут ничего не поделаешь: не у всех же есть чувство юмора:
Беседу вел
Александр ГАЛЯС.
Фото Татьяны ТЮХТИЙ.