Номер 19 (1508), 9.07.2020

"ПИСК МОДЫ" — СЕКОНД-ХЕНД

Еще недавно секонд-хенд считался бюджетным способом обновить свой гардероб. Сегодня же — это место паломничества для модников и модниц.

Самый нашумевший случай в Украине — бренд "Ksenia Schneider". В 2016 году украинская дизайнерка Ксения Шнайдер начала изготавливать из б/у джинсов линейку одежды Demi-Denims (перешитые джинсы), которая стала любимой одеждой для голливудских звезд.


Ксения рассказывает, что поехала на Лесной (известный киевский рынок), купила там три пары джинсов, постирала их, распорола и перекроила в первые Demi-Denims. Из джинсов она шьет пиджаки, юбки, плащи и шорты, а из спортивной одежды — кофты, платья и костюмы.

По ее словам, для изготовления одной новой пары Demi-Denims нужны две-три пары старых джинсов, на один плащ идет шесть — восемь пар, на юбку — две пары. Старые джинсы отправляют в химчистку, затем распарывают, далее кроят вручную каждую вещь. На крой джинсов уходит пара часов, чтобы перекроить один плащ или пиджак, нужно полтора дня.

В год таким образом перерабатывают около 5,5 тонны джинсов. Это примерно 7000 пар, которые находят на секонд-хендах и рынках. Автор проекта признается, что долго скрывала, откуда берется "сырье", из-за опасения, что люди не будут покупать такую "дешевку". Но успех товара побудил уже целенаправленно работать в таком направлении.

Причина же успеха кроется в переизбытке производства одежды. Стоимость продукции модной индустрии в 2017 году перевалила за триллион долларов, и этот показатель до пандемии рос в среднем на 7 %. Помимо легендарных брендов, которые, как принято говорить, "диктуют моду", каждый год появляются сотни новых брендов. По данным Киевского института моды, одних только украинских брендов с 2014 года стало вдвое больше.

Перенасыщенность рынка стала огромной проблемой для дизайнеров. Каждая новая неделя мод заставляет их изгаляться в попытках создать что-то оригинальное. В поисках выхода они обращаются к уже давно забытым трендам. Но потребители, не видя ничего нового, все чаще уличают бренды в использовании старой моды. Той, что уже не первый год лежит на полках секонд-хендов. Отсюда и массовый поворот в сторону подержанных вещей.

Популярность секонд-хенда совпала с мировыми тенденциями на осознанное потребление и защиту окружающей среды. Это заставляет бренды отказываться от натурального меха (защита животных!) и переходить на экологически чистые материалы. Но все же не решает проблему переизбытка одежды, а только способствует ее накоплению в секонд-хендах.

Покупкой подержанной одежды интересуются люди, которые ищут дешевые дизайнерские вещи, или те, кто заботится об экологии окружающей среды и этичном потреблении. По данным модного издания Fashionista, 77 % людей, рожденных с 1980 по 1999 год, предпочитают покупать одежду у экологически сознательных брендов и готовы переключиться на бережное потребление.

К таким себя относит и 24-летняя Анастасия Мельник. Бывшая фотомодель, студентка ОНУ им. Мечникова и начинающий программист, она постоянно покупает вещи в секонд-хендах.

"Мой гардероб на 80 % состоит из секонд-хенда, — говорит девушка. — Это очень круто, красиво и дешево. Я не вижу смысла переплачивать за брендовую одежду, которая спустя сезон теряет больше половины своей стоимости. Лучше подождать некоторое время и купить ее в разы дешевле. А если еще и найду что-то похожее в стоке или секонд-хенде, то вообще приобрету ее за гроши".

По словам Анастасии, сейчас бренды переоценены и больше играют роль социального и статусного маркера, нежели одежды. Но она не пришла бы к такому выводу, если не события 2014 года, после которых началось стремительное развитие украинских брендов и культуры в целом. "Под эту волну попала и я, — признается Анастасия. — Меня поразила интенсивность развития молодежной культуры. Все вокруг были такие яркие и интересные, а самое главное — индивидуальные, но я не понимала, откуда они берут эти крутые вещи. Позже я начала присматриваться к секонд-хендам и сообразила, что могу собрать комплект одежды в разы дешевле, чем если делала бы это в магазине. А вот мой лучший друг начал скупать б/у вещи и стал их перешивать. Спустя полтора года он уже открыл в Киеве магазин дизайнерской винтажной одежды".

И таких случаев создания брендов из перешитой одежды в Украине много. В городах начали проводить масштабные ярмарки; показательный пример — одесский Гешефт, где люди продают собственные поделки и вещи. Такие ярмарки проводятся наравне с городскими праздниками, которые сопровождаются целой шоу-программой.

По словам украинского стилиста Василия Бороденко, такие мероприятия, как Гешефт, сродни модным показам, поскольку люди приходят на такие ярмарки не только продать что-то, но и показать себя, приобрести новые знакомства.

"Люди устали от быстрой моды, — утверждает стилист, — они посещают секонды в погоне за индивидуальностью. Многие скажут, что это как-то стыдно, но в секонд-хендах сегодня одеваются и те, кто вполне может позволить себе брендовые вещи из новых коллекций. И все идет к тому, что это становится новой модой".

Сам Василий большую часть своего гардероба приобрел либо в секонд-хендах, либо на барахолках. В том числе и одесских.

"Первую покупку я сделал на родной одесской Староконке, куда заходил пару раз в месяц, — рассказывает стилист. — Там я купил старый плащ, который и сейчас ношу. Теперь в Одессе редко бываю, но, когда приезжаю, то обязательно забегу на Староконку. Обычно там ищу бижутерию или винтажные ювелирные изделия. Иногда находил такие экземпляры, что мои берлинские друзья предлагали выкупить. И это в очередной раз говорит о том, что в барахолках и секонд-хендах нет ничего стыдного".

Стилист прогнозирует, что популярность секонд-хенд одежды будет расти высокими темпами, и украинская мода от этого только выиграет. По его мнению, наша молодежь и культура сейчас считаются одной из самых прогрессивных в Европе по темпу развития и разнообразию. И популярность секонд-хендов тоже соответствует последним мировым трендам.

Кирилл ЧУМАЧЕНКО.

ОТ РЕДАКЦИИ. Эта статья была подготовлена еще до карантина. Но нынешняя ситуация, судя по всему, еще больше поспособствует распространению моды на секонд-хенд.