Номер 28 (1273), 31.07.2015

"НЕТ, ЭТО НЕ ЛЮБОВЬ",
или
КАРМЕН ДОЛЖНА БЫТЬ МОЛОДОЙ

Хорошую рекламу опере Жоржа Бизе "Кармен" сделали произошедшие в Одесском национальном академическом театре оперы и балета шесть лет назад скандальные ситуации. Сперва новоназначенный гендиректор ОНАТОБ Сергей Проскурня устроил красивое прощание со старой (это мягко сказано, когда речь идет об испещренных пятнами и дырами декорациях сороковых годов) постановкой "Кармен". Последний спектакль c торжественным выходом всех солистов на сцену, корзинами цветов потом поставили ему в вину, как и предложенную им новую, антрепризную и, главное, молодежную версию знаменитой оперы. После того, как Сергей Проскурня был низложен всего через 80 дней "правления", "старую" "Кармен" уже не было смысла эксплуатировать (ведь публика почувствовала вкус к свежему оформлению и таким же голосам), а новую, давшую три аншлага, больше не показывали. Да и затруднительно было бы собирать каждый раз иностранных участников. Нашему театру нужна была такая "Кармен", которую можно давать своими силами, а для этого необходимо было укомплектовать труппу. Процесс состоялся, и нынешний сезон Одесская опера закрыла опять-таки аншлаговой "Кармен" с Таисией Шафранской в главной партии.

"Кармен", если на минуту отбросить сантименты, - одно из самых кассовых названий: тут тебе и интригующий сюжет, и прекрасная музыка, и яркие образы... Надолго из репертуара терять "Кармен" ни один оперный театр мира просто не может себе позволить. Главный дирижер театра, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ вместе с Георгием Ковтуном, режиссером и балетмейстером новой "Кармен", сотворил достойное произведение театрального искусства, которому, будем надеяться, суждена долгая сценическая жизнь. Последней в этом сезоне "Кармен" продирижировал с честью Игорь Чернецкий. Большинство артистов соответствует образам спектакля внешне, а это не всегда достигается в условиях репертуарного театра.


В идеале, в "Кармен" вообще не следует допускать расхождения между "паспортным" возрастом персонажей и возрастом артистов. Ну не может быть Хозе 70 лет, а Кармен - 52 года, это же юный солдат и нечистая на руку девушка "нетяжелого" поведения, занимающаяся контрабандой; с таким образом жизни девушки долго не живут и в наше время... Можно только догадываться о том, как было искалечено детство Кармен, через что ей пришлось пройти, чудом не утратив надежду найти настоящую любовь. Исполнительницей партии Кармен в спектакле времен Проскурни была третьекурсница консерватории Екатерина Цымбалюк, которая и тогда демонстрировала стопроцентное попадание в образ, и теперь, спустя годы, в новой версии великолепно себя проявляет. Таисия Шафранская - безусловное открытие сезона. Она, как и Екатерина, создана для этой партии. До сих пор одесские театралы имели удовольствие видеть и слышать эту молодую оперную диву в "Пиковой даме" (Полина и Миловзор), "Риголетто" (графиня Чепрано), "Турандот" (служанка Турандот), "Мадам Баттерфляй" (Кэт). Но пришла пора получить партию первостатейную! Таисия - лауреат I премии Международного фестиваля-конкурса "Наполним музыкой сердца" (Одесса, 2008); I премии Международного конкурса Star Music Champion (Румыния, 2011). И все же главное признание артист ищет у публики. Таисия сполна вкусила успех в партии "Кармен", и дело не только в ее южной красоте, соответствующей образу роковой цыганки, не только в волшебном тембре ее меццо-сопрано. Таисия в 2011 году окончила музыкальную академию имени Антонины Неждановой по специальности "Сольное пение", ныне обучается в аспирантуре этого же вуза, а теперь восприняла бесценные уроки Г. Ковтуна, режиссера и балетмейстера. И поет, не сбивая дыхания, даже вспорхнув на стол или прохаживаясь по мостику из переплетенных рук своих поклонников, разом забывающих при виде ее о своих подругах ("Кармен, ну когда же полюбишь ты нас?.."). Георгий Ковтун объяснял хористам во время репетиций, что Кармен настолько горяча и темпераментна, что каждый мужчина мечтает испы тать это на себе. Но такой ли любви она ищет?

В молодом солдатике Хозе (Александр Прокопович) цыганка видит свой идеал любви, но сцена, в которой он стремится бежать в полк по сигналу, прервав любовный диалог, становится переломной - "Нет, это не любовь...". Красной нитью к предрешенному кровавому финалу этой истории тянется красная цыганская шаль, постоянно опоясывающая Кармен. Прикрывая концом этой шали, словно опутывая свою жертву, как мушку - лепестки хищного цветка, цыганочка передает розу Хозе. Шаль убрана жестом фокусника, а роза уже в руках перепуганного и подавленного таким эротическим вниманием к себе юнца. Этой же шалью Кармен обматывает свои руки, будучи арестованной - Хозе остается только взяться за конец и повести ее в тюрьму, впрочем, дав по дороге сбежать... Во всех ключевых сценах объяснений шаль становится то петлей, то ярмом, то поводком.

Отвергнутую невесту Хозе Микаэлу спела Анастасия Голубь (интересное решение - этот с виду скромный деревенский цветочек совершает зловещий обряд, бросая в пропасть маленькую куколку в красной шали, точную копию соперницы), а очаровавшего Кармен тореадора Эскамильо - Александр Стрюк (кажется, любовь, дитя свободы, уловлена ею наконец-то, но мы-то с вами понимаем, что и эту игрушку у героини судьба отнимет). Конфликт протекает в достаточно традиционном сценическом обрамлении (декорации заслуженного художника Украины Станислава Зайцева и костюмы Елены Лесниковой), это лишь канва, по которой узоры вышиваются режиссером и балетмейстером.

Мысли Кармен воплощены балериной Екатериной Бурдик, поддержки которой оказывают "мысли Хозе" (Святослав Квачук) и "мысли Эскамильо" (Вячеслав Кравченко), танец этих троих оттеняет действие и помогает выразить то, что не под силу даже самым-самым танцующим оперным солистам. "Перетягивание каната" втроем, причем в роли каната - прекрасная женщина, но ведь любовь придумана для двоих, кто-то здесь лишний, быть может, она сама, быть может, мужчинам превыше ее счастья важнее свое превосходство? Не найти на земле той любви, которую искала, быть может, в самых неподходящих местах Кармен, и Хозе, из оскорбленного самолюбия отправивший ее на тот свет, возможно, помог ей найти любовь на небесах - но этого мы не узнаем, это за рамками театрального занавеса остается. Будем ждать с нетерпением начала нового сезона, чтобы закрепить и освежить свои впечатления от спектакля, а кто еще ни разу не попал на новую "Кармен", тем стоит по-хорошему позавидовать, для них это яркое и волнующее впечатление будет первым...

Мария ГУДЫМА.

На фото Виктора СОБКО:
Таисия Шафранская
в сцене из спектакля.