Номер 40 (1384), 27.10.2017
Недавно во Всемирном клубе одесситов прошла презентация романа Александра Лозовского "Фэнтези". Своеобразным девизом встречи стала фраза "Десять романов за десять лет": это произведение стало юбилейным в творчестве автора, одного из создателей и сценаристов легендарного самодеятельного театра "Парнас-2", где начиналась творческая карьера М. Жванецкого, Р. Карцева и В. Ильченко.
В адрес романа и его автора Валерий Хаит, вице-президент Всемирного клуба одесситов, произнес хвалебную речь. Капитан некогда знаменитой команды КВН с юмором поведал собравшимся и о полном взлетов и падений жизненном пути Лозовского, и о его уникальных романах, сочетающих в себе по десятку жанров за раз. Как следовало из выступления В. Хаита, любовная лирика и философия, детектив и мистика, быт и политика, психология человека и человечества сплетаются под пером А. Лозовского в оду жизни каждый раз, когда он садится за работу над новым шедевром. Его романы связаны - и не связаны между собой, его персонажи - живые до мельчайшей жилки на шее, его сюжеты оригинальны и непредсказуемы... В конце презентации все присутствующие получили уникальный шанс стать почти первыми читателями юбилейного романа. После выступления В. Хаита, с упоением рассказывавшего о своем опыте прочтения "Фэнтези", неоднократно прозвучавшей фразы "программист, который это прочитал, решил, что автор - программист, хотя он абсолютно далек от этой сферы, но ему удалось написать именно о том, что происходит сейчас", такая возможность казалась поистине царским подарком. Впрочем, уже во время презентации в атмосфере витало нечто очень современное: как будто часть интернета материализовалась и то, что обычно происходило на форумах и в соцсетях, стало осязаемым. Чтобы подтвердить свои подозрения или развеять их, оставалось только прочитать разрекламированный шедевр. Чем и занялась наш молодой автор Тамара ГЛАДКАЯ.
Роман Александра Лозовского "Фэнтези" впервые увидел свет в седьмом номере киевского литературного журнала "Радуга". Это "роман для стариков и юношества", как утверждает автор, - и правда, это произведение (вряд ли осознанно) служит своеобразным порталом в параллельную реальность. В реальность поколения 1990-х и нулевых, с мощным интернет-сообществом самопровозглашенных писателей, редакторов и критиков, с никнеймами вместо имен и широкой известностью в узких кругах. Нет, само произведение Лозовского совсем не об этом. А вот сообщество, к которому принадлежит автор, отличается от упомянутой "интернет-тусовки" только возрастом.
С появлением компьютеров и интернета в Сети сразу же появились сообщества по интересам - найти единомышленников среди миллионов намного проще, чем среди сотен. Первые "литературные" тусовки образовывались в среде поклонников уже созданных произведений - чаще всего, фэнтезийных. Неудивительно, что "начитавшись фэнтези", люди пытались дополнить, изменить или переосмыслить уже созданную автором вселенную. Постепенно сообщество взращивало собственных переводчиков, редакторов, возносило на пьедестал авторов (чаще харизматичных, чем талантливых), иллюстраторов и многих других. Кто-то успевал опомниться и сбежать с полученными навыками в "реальный мир", кто-то совмещал скучный серый быт с яркой жизнью "вне работы", а кто-то научился зарабатывать и жить только в этом уютном мирке. Появились собственные театры, композиторы и певцы, костюмеры, ювелиры - место и применение находилось каждому. Авторитет печатной книги в том раннесетевом поколении был еще довольно высок: почти все, что стоит на полках книжных магазинов в разделе "отечественная фантастика", родом из того интернет-подполья. К качественной литературе большинство этих однотипных заштампованных книжиц не относится.
На презентации романа воспоминания Валерия Хаита о 1960-х годах, одесской "золотой" команде КВН и содружестве, из которого вышли кумиры эпохи, удивительно напоминали все, описанное выше. Такая же компания друзей, объединенных общим увлечением и желанием создавать - те же "поиски своего места", те же "монстры" и "свита". Среди этих людей и те, кто прославился, и те, кто совмещал творчество с "обычной" работой. "Краткий" юмористический пересказ биографии Лозовского в исполнении Хаита - классический пример поддержки "своих" в творческих интернет-тусовках. И здесь, и там более успешные и реализовавшиеся люди стремятся поддержать друзей рекламой. Именно так и появляются "удивительные содружества гениев" - достаточно одного-двух добившихся успеха лидеров, чтобы протащить на Олимп неограниченное количество друзей. Так рождаются легенды: о "талантливых" 1960-х, "золотых"1980-х и "загадочных"1990-х.
Впрочем, сам роман "Фэнтези" - окно из легендарного сообщества, застывшего в своем развитии, как бабочка в янтаре, в современную интернет-реальность.
С первыми предложениями романа читатель попадает в беспечные нулевые и ядовитые десятые "сетературы" (так филологи называют гигабайты любительских текстов). Нулевые стали своеобразной "весной": на волне популярности саги о Гарри Поттере, в интернет пришли тексты юных дарований 12 лет от роду. Эти дети буквально выросли с клавиатурой в зубах - постепенно совершенствуясь, обмениваясь опытом, создавая собственные конкурсы и фестивали. По мере взросления появлялись профессионалы - "самородки" начали активно поступать в профильные вузы и делать из хобби профессию. Зарождалась сетевая критика, а с ней - жесткие критерии оценки качества, успешно отсеивающие низкопробные работы "свиты королей". Профессионализация сетевых писателей и читателей стала своеобразным фильтром, нещадно отсеивающим слабые и безграмотные работы. Впрочем, в интернете есть место для каждого текста и даже у низкопробных работ до сих пор находится свой восторженный читатель - в русскоязычном сегменте некоторые авторы умудряются "удерживаться на плаву" далеко не из-за писательских талантов.
То, что "Фэнтези" нашел "своего" читателя - не достоинство текста, а проблема читателей, не избалованных качественной литературой. Описания внешности на абзац, сменяющиеся трижды за предложение времена глаголов, несогласованные части предложений, сверхспособности главного героя - только половина проблем, с которыми приходится столкнуться уже с первых страниц романа. Герои общаются между собой при помощи "чего-то", изображающего разговорную речь, и это "что-то" - однотипно, шаблонно и антилитературно. Если в диалоге персонажей нельзя различить без указания автора - это плохой диалог. Каждое сленговое словечко торчит, как арматура из некачественного бетона: впрочем, чувство языковой уместности отсутствует на протяжении всех ста с лишним страниц журнальной публикации. Все, чем отличилась сетература нулевых, сконцентрировалось в романе: и типичный всемогущий герой, "человек-оркестр", и заштампованная до дыр красотка-умница героиня, и проваливающийся в персонажей автор, и бесконечные "рояли в кустах", и неожиданные рассуждения о смысле жизни. Свежо ли это? Безусловно, для поколения, не пресыщенного сетературой, такой текст может быть оригинален. Хорошо ли это? Нет, тексты, которые можно спасти, только полностью переписав, не могут быть хорошими по определению. Достойным печати и читаемым "Фэнтези" делает авторитет, заработанный даже не самим автором: ругать то, что хвалят Хаит и Жванецкий, как-то неловко, слишком сильна привычка доверять вкусу мэтров. Не случайно литературный талант Лозовского раскрылся не в прошлом веке, а в нынешнем. Сменилось поколение, сменились кумиры, но и авторитет "тех самых" окончательно стал незыблем.
И все же "Фэнтези" цепляет - непосредственностью и путаным изложением, из-за которых от первой до последней строчки приходится переживать за автора: сможет ли он вытащить из сознания весь сюжет, не сорвется ли на полпути к логическому завершению? Сюжет читается между строк - неплохой, крепкий сюжет, в котором все смешалось. Безумный коктейль хай-тек, философии и шпионского детектива неумолимым потоком смыл условности "правильного рассказа". На глазах читателя автор, не то пытаясь сократить диалоги, не то - путаясь в мыслях, то и дело пересказывал речь персонажей от своего лица. Под конец он ожидаемо сломался: отказ от авторского повествования в пользу "переписки" главных героев превратил затянутое повествование в скомканный клочок бумаги. И без того картонные персонажи превратились в роботов, мыслящих одинаковыми штампами. Развязка, рассказанная не то автором, не то - все-таки - главной героиней - пронеслась галопом, отчаянно пытаясь обратиться к читателям с оправданиями.
Роман вызвал бурное восхищение в дружественных автору кругах - и это не удивляет. Как бы ни открещивались поколения друг от друга, сколько бы лет, веков и тысячелетий не отделяли авторов, законы и принципы малых сообществ выжжены в ДНК. Если хотя бы один из группы добился успеха - его друзья становятся "женами Цезаря" и порождают очередных "шестидесятников" или "Могучую кучку". Работы Лозовского - тот самый мост между "печатным" и "сетевым", позволяющий воссоздать в офлайне атмосферу бессонной юности миллениалов. Будь это опубликовано сейчас в Сети - работа попросту утонула бы в тоннах таких же наивных проб пера или же была бы осмеяна беспощадными критиками. Но описание того, как "они стали колоть ему в вену какую-то гадость. На современном уровне", вышло на старомодной бумаге и взорвало сознание непривычных читателей. Вот только у публикующих в Сети свои первые опусы есть будущее - в 12, 15 и даже в 20 лет можно пережить ядовитые разносы анонимных критиков и исправить ошибки. У автора "Фэнтези" такого будущего нет.
Тамара ГЛАДКАЯ.
От редакции. Если у кого из читателей "Фэнтези" возникнет желание подискутировать с автором данной рецензии, "Порто-франко" охотно предоставит газетную площадь.