Номер 36 (1231), 19.09.2014
Выставка под таким названием открылась в галерее "ХудПромо" (Жуковского, 6). Ее автор - уроженец Луганска, ныне известный киевский художник Александр Клименко. Два года назад журналист Марина Фролова на страницах интернет-издания "Публичные люди" в своей статье "Искусство не первой свежести" подняла вопрос о том, стоит ли называть художественное заимствование "цитированием". Вторым номером в перечне отечественных заимствователей у нее оказался как раз Александр Клименко, который входит в десятку самых дорогих художников Украины. Об этом мне сообщили в харьковском салоне мебели и света "Плетневский", где проходила выставка мастера. "Обманывая других, они в первую очередь лгут сами себе... Я даже не говорю про то, как им придется страшно платить за подлог и духовные преступления..." - пишет он (прямо по Фрейду) в одной из книг о коллегах-художниках. Но сам он идею рисунков на кругах позаимствовал у художницы Джилиан Эйрз, которая начала рисовать подобное еще в 70-е годы прошлого столетия. А, например, картина Клименко "Старая Вена" (2006) неуловимо повторяет произведение Джона Грилло Flood of light (1954). Произведение Александра "Космос в хвосте кита" (1999) - практически брат-близнец полотна Untitled того же Грилло (1952)".
Тогда же сам Клименко прокомментировал данную статью так: "Здесь нет предмета разговора. Поскольку этот предмет разговора глубоко профессиональный и очень сложный, ведь мы живем в эпоху постмодернизма, когда цитирование и ссылки являются обязательной практикой". Ну, видимо, сходным образом рассуждают Анатолий Криволап, Илья Чичкан, Влада Ралко, Максим Мамсиков и другие упомянутые в статье Фроловой украинские "мытци".
Но хоть идеи Клименко и не новы, круглые его картины сами по себе достаточно ярки и красочны (особенно те, которые навеяны путешествиями на Гоа). А рисунки акрилом на индийской бумаге ручной работы, наоборот, изысканно монохромны, зато переполнены загадочными восточными образами, часто это гейши (все легко можно представить себе даже по названию одного из листов: проект "Библиотека снов. Транстемпоральные глоссы к истории цивилизации", "Фонтан желаний, маяки, менора, Амадео Модильяни и избушка даоса-отшельника. В стиле Юген".
- Это своеобразный ответ на мою многолетнюю творческую полемику с Казимиром Малевичем, - комментирует свои яркие картины круглого формата автор. - Ответ его "Черному квадрату" - инфернальной, негативной работе. Скоро исполнится сто лет со дня его написания, и не случайно в 2014 году на территории Украины и России происходят негативные события... Картина Малевича, эта гениальная формула, символизирует абсолютный страх человека перед небытием, ощущение нависшего дамоклова меча. Сам он не скрывал, что совершает "побег от Солнца", а круг - как раз солярный символ, Солнце - первоисточник жизни...
Где круг, там и овал (проект "Нью-Фаберже"), тоже отличная форма для декоративных абстракций. Есть на выставке и коллажи со все теми же хорошенькими головками гейш (вспоминается известный анекдот с финалом: "А я всегда о них думаю!"). И хотя Одесса гостеприимна и доброжелательна ко всем приезжающим сюда творческим людям, хочется напомнить (так, на всякий случай): одесская публика ценит превыше всего свежие идеи, умение изобретать, а работы а-ля та же Джилиан Эйрз выглядят именно так, как они выглядят, то есть откровенным заимствованием, какие бы "транстемпоральные глоссы" или "перекрестки миров" при этом не упоминались всуе. В целом же вывод таков: посмотреть можно...
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.