Номер 25 (1319), 8.07.2016

УБИТЬ В СЕБЕ ДРАКОНА

Русский драмтеатр из Николаева показал в нашем городе трагикомедию "Дракон" по пьесе Евгения Шварца.

Николаевцы обладают хорошей репутацией, каждая их премьера становится событием, на нее стремятся попасть, даже есть театралы, которые регулярно едут на спектакли из Херсона и других ближайших городов. На гастроли в Одессу приехал "Дракон" - свежая премьера, выпущенная первого октября прошлого года. Сразу скажем, спектакль непохож на знаменитый фильм Марка Захарова "Убить дракона", как того ожидали некоторые наивные зрители. К чему повторять известные ходы, ведь это было бы плагиатом...

Режиссером этой удивительной истории, то ли сказки, то ли притчи с ощутимым сатанинским началом в виде образа Дракона, способного возрождаться и перерождаться, стал художественный руководитель театра Николай Кравченко. Меру условности для среды существования героев, будь то кабачок "Слава дракону" или обиталище Эльзы и ее старика-отца архивариуса Шарлеманя, определил художник-постановщик Валерий Дикштейн. Сложные конструкции по ходу пьесы актеры выстраивают из обыкновенных деревянных скамеек вроде тех, которые могут стоять по периметру спортзала, либо быть наскоро установленными в каком-нибудь дворе, где очередной народный избранник охмуряет электорат...

Скамьи служат и забором, и стеной, и станками для хора, и даже орудием драки; на них лежат горожане, в подзорные трубы наблюдающие за ходом битвы в небе. Мы не можем видеть сражения Дракона с Ланцелотом, а Генрих, стараясь убедить горожан в драконьем преимуществе, старается отобрать у них трубы и сообщить собственного сочинения "сводки с поля боя". Ланцелот, откликаясь на шуточное сравнение с Георгием Победоносцем, замечает: "Это мой дальний родственник". Но святых в полном смысле слова в этой сказке нет - герою придется перед тем, как убить Дракона в спасенных им жителях, победить его в себе - драконье семя прорастает быстро, диктаторские замашки проявляются еще быстрее.

Труппа у николаевцев сильная. Многогранный, внушающий то отвращение, то подобие симпатии Генрих (всех учили, но он-то оказался "первым учеником") в исполнении Андрея Карая - жемчужина постановки. Манкая, хрупкая, жертвенная Эльза (Татьяна Моджук) в ответ на требование "дать лапку" не скрывающего своего мужского интереса к ней Дракона (заслуженный артист Украины Сергей Лозовенко) в кожаном плаще - иногда ведь химерическое чудовище принимает человеческий облик - влезает на стол и с ужасом отвращения приподнимает юбку. "Плутовка, шалунья, какая теплая лапка!" - Дракон откровенно щупает ножку красавицы в бумажном чулке, рука ползет все выше, та терпит... Но она изменится (с женскими персонажами это обычно и происходит), чтобы в финале отрезвить вроде бы благородного Ланцелота (Александр Кардаш), победителя, в котором вдруг прорезываются драконьи черты... Впрочем, он не так уж виноват - в этом городишке все привыкли раболепствовать и ходить строем, хотя могут и побунтовать-покрушить все вокруг. И поверженного Дракона забивать до смерти будут всем миром, а он утешит себя только тем, что оставит после себя "прожженные, мертвые души".

Спектакль изобилует брутальными сценами, поставленными, впрочем, с чувством меры. Дракон лупит Генриха в пах, заставляя того держать руки за головой, если считает, что тот виноват или просто является в данный момент удобным мальчиком для битья. Престарелый, но еще очень даже озорной Бургомистр (народный артист Украины Василий Остафийчук) - эротоман, потому и стремится воспользоваться случаем, объявить себя победителем Дракона и жениться на свежей и красивой Эльзе. Полуголые красотки в антураже сауны омывают ему ноги, а своему предполагаемому тестю и ровеснику Шарлеманю (Руслан Коваль) он бросает полотенце - вытирай... Тот подчинится, лепеча о своем несчастье, и эта сцена потрясает своей душераздирающей тишиной. Нужен ли Ланцелот, чтобы заткнуть зарвавшемуся наглецу пасть полотенцем, опрокинуть таз на лысую его башку?! Интеллигенту Шарлеманю такой вариант развития конфликта даже в голову не приходит, он будет ждать избавителя и скорбно поощрять дочь к самоубийству. Полноте, вот уж точно драконье сердце у этого тихони с седыми космами и очками на постном личике!

Есть о чем задуматься и есть за что поблагодарить Николаевский театр, напомнивший о важности человеческого достоинства во все времена и в любой реальности, ведь перед нами среднестатистический европейский городок, соединивший приметы средневековья с современностью и детскую веру в драконов - с хитрой надеждой выхлопотать себе местечко потеплее... Здесь любят петь хором и ходить строем, но рано или поздно приходится отвечать за свои поступки, и аргумент "меня так учили" не становится оправданием.

В. С.