Номер 21 (1216), 6.06.2014
"Театр на Чайной" (Карантинная, 21/1) представил одноактную пьесу американского драматурга Мюррея Шизгала "Машинистки" в постановке Русланы Рудой - известной актрисы, решившейся на дебют в режиссуре.
Неожиданно актуальной оказалась пьеса, написанная в начале 60-х и популярная до сих пор. Русский перевод Натальи Тренёвой давно зарекомендовал себя наилучшим образом, а суть сценического конфликта составляет любовный роман, на который обе стороны так и не решились за много лет, проведенных в конторе бок о бок, в жизни многих случалось подобное...
Сильвия Пейтон (Татьяна Цявкун) и Пол Каннингем (Петр Липинский), молодые люди в нарочито старомодных нарядах (художник по костюмам Антонина Левенчинская), проживут перед нами целую жизнь - между "затемнениями" проходят годы!
В начале спектакля Сильвия вертится вихрем, протанцовывает каждую мизансцену, упоенно восклицая: "О Пол, я умираю от желания жить, чувствовать, радоваться, смеяться... Я так хочу смеяться, Пол!" И у Пола есть свои дерзкие мечты, например, бросить к чертовой бабушке свою семью и страстно обнять обольстительную Сильвию. И каждый думает, что служба в скучной конторе - временное явление в его судьбе.
Но рефреном ко всему будет стук пишущих машинок, убаюкивающий эмоции, омертвляющий... Где-то за окном кто-то другой делает всё то, о чем мечтали эти двое, - любят, танцуют, носят красивые платья, путешествуют, встречаются с интересными людьми, а здесь все порывы заканчиваются постукиванием клавиш и визгом каретки. В финале Пол вдруг решит прочесть рекламу продукции, которую они рассылали абонентам телефонной книги, впечатывая адреса, и это будет также нечто до ужаса старомодное: "Кальсоны из чистой шерсти, фабрика предлагает вам большой выбор. Цены умеренные. Огромная экономия денег". Оказывается, мы продаем кальсоны... Теперь мало кто носит кальсоны, верно? А между прочим, в них тепло. И удобно. Очень практичная вещь".
В этот момент мы поймем, что склеп конторского существования окончательно похоронил мечты наших героев, отложивших радости жизни на потом. Режиссер Руслана Рудая, впервые руководившая живыми актерами, а не куклами, призналась, что оставила работу в кукольном театре, хоть и была она любимой и интересной, так как мечтала о драматической режиссуре. Первый опыт убеждает: спектакль она ставила немножечко и о себе. Браво!
В. С.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.