Номер 20 (1364), 9.06.2017
177 лет исполнилось бы в мае нынешнего года великому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Готовясь к этой дате, Одесский Театр оперы и балета поставил весьма красивый, качественный и "дорогой" спектакль - "Спящую красавицу", которую считают самым совершенным творением композитора.
Либретто балета написано по сюжету одноименной сказки Шарля Перро, и предполагалось, что в финале на свадьбе принцессы Авроры и принца Дезире сойдутся едва ли не все сказочные герои, вплоть до Мальчика-с-пальчика и Людоеда. Но каждый конкретный постановщик что-то отметает, что-то сокращает. И автор режиссерской версии Мария Полюдова, известная солистка балета театра, выбрала для финального "парада" героев Перро - Кота в сапогах (Руслан Талипов) и Белую Кошечку (Ольга Пилипейко), Волка и Красную Шапочку (Павел Гриц и Анна Тютюнник), Синюю птицу и принцессу Флорину (Станислав Варанкин и Наталья Ивасенко). Хореография Мариуса Петипа, сочиненная для премьеры, состоявшейся в Петербурге в январе 1890 года, плюс фрагменты хореографии Константина Сергеева и Федора Лопухова - старая добрая классика, тут осовременивание неуместно и ненужно. Зрителю представили добротную постановку с великолепными декорациями Евгения Гуренко (тут тебе и расписные задники, и плывущая по сцене ладья феи Сирени, и позолота дворцовых залов, и таинственный сумрак волшебного леса, и замерший во сне замок заколдованной принцессы) и тщательно выполненные, яркие и воздушные костюмы героев (художник по костюмам - Сергей Васильев).
Но самое главное в балетном спектакле, конечно, даже не все вышеперечисленное, а мастерство солистов и кордебалета. Кому-то новая "Спящая" запомнится прежде всего выведенными в эпизоде охоты на сцену живыми борзыми: благородные животные вели себя безупречно, красовались холеными боками и грациозной статью. Только о собаках забываешь, как только они покидают сцену, и снова погружаешься в сказочную атмосферу.
Для знаменитого Вальса цветов Мариус Петипа выбрал корзиночки с цветами, французский символ девичьей привлекательности - их изготовили из бумажных полосок. А весь танец в обрамлении цветочных гирлянд и корзиночек, с маленькими танцорами в центре (наряду со взрослыми артистами в спектакле участвуют воспитанники образцового ансамбля классического танца "Фуэте" Детской школы искусств № 4 и Детской хореографической школы) как и во времена Петипа, смотрелся гимном цветущей весны, побеждающей любви, перед которой бессильны даже самые злые чары. Великолепные принцесса Аврора (Елена Добрянская) и принц Дезире (Станислав Скрынник) очаровали публику финальным адажио, да и каждым появлением на сцене - герои жили в ритме оркестра, казалось, дирижерская палочка составляет единое целое с ними. Хотя обычно главный дирижер ОНАТОБ Александру Самоилэ работает над оперным материалом, любовь к музыке Чайковского (маэстро признается, что ему порой кажется, будто он сам написал тот или иной пассаж) заставила его обратиться к балету, и результат оказался впечатляющим. Нет сомнений, что "Спящая" станет таким же хитом репертуара нашего театра, как и другой шедевр Чайковского - балет "Лебединое озеро".
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.