Номер 20 (1016), 28.05.2010

СКРИПИЧНЫХ И ШАХМАТНЫХ ДЕЛ МАСТЕР

Около года назад моя шахматная коллекция пополнилась уникальной фотографией. На подпорченном временем довоенном снимке изображен фрагмент шахматного поединка между вторым чемпионом мира Эммануилом Ласкером и... блистательным скрипачом Давидом Ойстрахом! За перипетиями этой партии с интересом наблюдают шесть зрителей...

Признаться, я уже встречал перепечатку этой фотографии в журналах и книгах, но... Вот в этом "но" еще одна уникальность снимка! На журнальной фотографии, в отличие от моего оригинала, изображены не шесть, а четыре зрителя. Почему же так разнится количество людей на этих двух снимках?

Ответ следует искать в дате этого поединка. Снимок был сделан в конце сентября 1937 года, когда маховик массовых репрессий уже набрал свои чудовищные обороты. Очевидно, двое стоящих возле стола зрителей (мне, к сожалению, неизвестны их фамилии) были вскоре арестованы... А вот публиковать фотографию с "врагами народа" было ой как небезопасно, поэтому, дабы избежать возможных неприятностей, ножницы бдительного редактора и вырезали их изображения из группового снимка. Такое вот было время, и фотографии часто повторяли судьбы изображенных на них героев...

Но вернемся к главному герою этого снимка - Давиду Федоровичу Ойстраху. Читателю, не знакомому с увлечениями Ойстраха, очевидно, покажется, что сия фотография сродни постановочному кадру. Действительно, эти доводы не лишены логики. Мыслимо ли, чтобы шахматный король Эммануил Ласкер сел бы играть партию с человеком из музыкального мира?!

Я рад посрамить ваш трафаретный ход мыслей, господа сомневающиеся! "Гроссмейстер смычка" Давид Ойстрах здорово разбирался в тонкостях шахматной борьбы и не раз встречался за доской с сильными шахматного мира сего.


А ведомо ли вам, дорогие скептики, что на момент этой партии с Ласкером Давид Федорович уже имел первую категорию по шахматам (прошу не путать с девальвированным современным первым разрядом)? Знайте, игроки довоенной первой категории не уступали порой по силе обладателям мастерских званий, их имена печатались в солидных шахматных ежегодниках с указанием города и точного адреса проживания.

Об одном случае из 1934 года, подтверждающем шахматную силу молодого Ойстраха, вспоминал будущий чемпион СССР, гроссмейстер Александр Котов: "В один из вечеров я давал сеанс в санатории Кисловодска. Едва успел сделать несколько первых кругов, как один из моих партнеров закричал на весь зал:

- Володя, зови Давида! Где же он?

Признаюсь, библейские мотивы не приходили мне в ту пору в голову, скорее всего, потому, что я не считал себя Голиафом, но я с интересом вглядывался в Давида, севшего за одну из досок в самом конце стола. Приятный молодой человек, мягкие глаза, и щеки как-то забавно вздрагивали при каждой улыбке.

Мы сделали по нескольку ходов, и я вдруг увидел, что позиция моя проиграна. Пришлось мобилизовать все свое мастерство защиты, и партия кончилась вечным шахом.

- Вы не разрешите мне сыграть еще одну партию? - обратился ко мне мой партнер.

Я дал согласие и на этот раз был внимательней. Но переиграть противника мне так и не удалось. Опять ничья.

- Вы имеете первый шахматный разряд? - спросил я Давида, когда сеанс окончился.

- Да, около этого, - ответил мой собеседник.

Понятно, что дело кончилось предложением сыграть еще одну партию, но и она не выявила победителя. Мы расстались. Через несколько дней в нашем санатории был концерт. Конферансье вышел на авансцену и объявил первый номер:

- Лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей Давид Ойстрах.

На сцену вышел... мой недавний противник в шахматном сеансе. Вот, оказывается, с кем я сделал три ничьих!"

На просторах интернетовской паутины даже гуляют байки, что скрипач Давид Ойстрах в начале 1930-х годов завоевал право играть в... первенстве СССР по шахматам! Цитирую дословно одну такую "утку": "В 1931 году Ойстрах участвовал в первенстве Харькова, где занял второе место, и был командирован от Украины на очередное первенство СССР. Но принять участие он не сумел - основная профессия не оставляла для этого времени".

Увы, эта, без сомнения, вкусная для шахматного историка новость, не выдерживает элементарной критики. Да, действительно, в 1931 году первокатегорник Ойстрах занял второе место в первенстве Харькова и получил путевку на очередное первенство Украины (не СССР, конечно, но тоже неплохо!). Но Давид Ойстрах не имеет к харьковскому Ойстраху никакого отношения. В первенстве тогдашней столицы Украины играл однофамилец великого музыканта - Николай Ойстрах. Ему и досталась путевка в первенство республики. Как говорится, Федот, да не тот!

А вот тот факт, что в довоенное время Давид Федорович был сильнейшим шахматистом среди всех деятелей советской культуры и побеждал в первенстве всесоюзного общества "Искусство", - чистейшая правда! Вы думаете, что среди мастеров сцены не было сильных игроков? Ошибаетесь! Творческая элита СССР была богата на шахматистов, играющих порой в мастерскую силу: композитор Александр Долуханян, виолончелист Илья Швейцер, пианист и композитор Александр Гольденвейзер... Но самым грозным соперником для Давида Федоровича был Сергей Сергеевич Прокофьев.


Выдающийся творец музыкальных шедевров Прокофьев дружил с чемпионами мира Алехиным и Капабланкой и, по свидетельству звездных гроссмейстеров, "играл в шахматы с выдумкой и огоньком". Конечно, играть на равных с чемпионами мира Прокофьеву было трудно, но вот в сеансах одновременной игры музыкант не раз огорчал шахматных гениев.

Первое знакомство Прокофьева с Ойстрахом состоялось в Одессе 15 марта 1927 года. Увы, эта встреча не принесла особой радости ни композитору, ни скрипачу...

Двухдневные гастроли Прокофьева в Одессе закончились грандиозным банкетом. Кроме традиционных яств, организаторы гастролей решили попотчевать именитого гостя концертом из его же сочинений. Молодому скрипачу Давиду Ойстраху, окончившему год назад музыкально-драматический институт, поручили исполнить скерцо из "Первого концерта для скрипки". А вот что было дальше, пусть лучше расскажет сам Давид Федорович:

"Менее всего я мог ожидать, что выступление мое закончится для меня конфузом. Во время моего исполнения лицо Прокофьева делалось все более и более мрачным. Когда же по окончании раздались аплодисменты, он не принял в них участия. Сделав большой шаг к эстраде, он тут же, не обращая внимания на шум и возбуждение публики, попросил пианиста уступить ему место и, обратившись ко мне со словами: "Молодой человек, вы играете совсем не так, как нужно", начал показывать и объяснять мне характер своей музыки. Скандал был полный..."

А примирили наших героев ... шахматы! Это случилось в 1936 году, когда Прокофьев после долгих заграничных гастролей окончательно обосновался в Москве. К тому времени и Ойстрах уже поменял одесскую прописку на московскую. Композитор и скрипач стали постоянными шахматными партнерами.

В 1937 году между ними был организован шахматный матч, ставший большим событием в культурной жизни Советского Союза предвоенной поры. И это отнюдь не авторское преувеличение!

Как же случилось, что шахматные поединки между двумя великими музыкантами стали, если можно так выразиться, "событием года" в СССР? Всему виной его величество случай. Переехавший из Ленинграда в Москву легендарный шахматный подвижник Яков Рохлин (именно ему принадлежит авторство крылатой якобы ленинской фразы: "Шахматы - гимнастика ума!") прослышал о постоянных баталиях между Прокофьевым и Ойстрахом. Проанализировав несколько партий, Рохлин пришел в восторг от умелой игры музыкантов и загорелся идеей организовать между ними матч на самом высшем уровне - со зрителями, сценой, афишей, пригласительными билетами и строгой судейской коллегией!

После всех организационных хлопот 9 ноября 1937 года состоялась первая партия матча. Ажиотаж от необычного действа был так велик, что клуб "Мастеров искусств" не смог вместить всех желающих, и многие зрители стояли в проходах. Любители, не сумевшие попасть в игровой зал, могли послушать чемпиона столицы мастера Илью Кана, подробно комментировавшего перипетии поединка в читальном зале клуба.

Впоследствии кто-то из музыкальных учеников Ойстраха, якобы со ссылкой на воспоминания самого мэтра, расскажет, что в числе зрителей матча был замечен даже Эммануил Ласкер. Появление в зале шахматного титана повергло в настоящий ужас музыкантов: "Нормально играть они уже не могли, и, разменяв несколько фигур, партнеры согласились на ничью".

Однако и этот, без сомнения, смачный шахматный эпизод из биографии Ойстраха не дружит с истиной. К сожалению, Ласкер не мог присутствовать на матче, ибо еще в октябре - за несколько недель до начала поединка - навсегда покинул и Москву, и Советский Союз... Мудрый Ласкер, конечно, видел творящийся вокруг кровавый беспредел и предпочел уехать из страны.

Я позволю себе небольшое отступление от хода повествования, дабы читатели могли глазами самого Ойстраха увидеть совсем не творческую изнанку времечка, когда игрался этот шахматный матч. В разговоре с великой певицей Галиной Вишневской Ойстрах как-то признался: "Я честно говорю вам, что я боюсь. Мы с женой пережили 1937 год, когда вся Москва по ночам ждала арестов. В многоэтажном доме, где мы жили, в подъезде в конце концов только моя квартира и квартира напротив остались нетронутыми. Все остальные жильцы были арестованы. Я ждал ареста каждую ночь, и у меня для этого случая были приготовлены теплая одежда и еда на несколько дней. Вы можете себе представить, что пережили мы, слушая по ночам приближающийся шум автомобилей и стук парадных дверей. В народе эти черные машины называли "маруси". Однажды "маруся" остановилась у нашего парадного входа... К кому? К нам или к соседям? Больше никого нет. Вот хлопнула дверь внизу, потом заработал лифт, наконец, на нашей площадке остановились. Мы замерли, прислушиваясь к шагам. Позвонили в квартиру напротив... С тех пор я не боец..."

Теперь вам понятно, почему Шахматы и Музыка были тем спасительным оазисом, куда стремилась душа Давида Федоровича. Здесь забывался предательский страх, и творец дышал полной грудью!

О творческой атмосфере шахматного матча Ойстрах скажет: "Мы не спали ночами, анализируя варианты, как будто речь шла о чем- то вроде первенства мира..."

Лестную характеристику игрокам даст присутствующий на всех партиях матча будущий патриарх советских шахмат Михаил Ботвинник:

"Это была борьба характеров: порывистый Прокофьев, воспитанный в духе дореволюционных русских шахмат (он играл королевский гамбит и прочие открытые дебюты, безрассудно стремился к атаке) и осторожный, хладнокровный Ойстрах, современный шахматист (он предпочитал закрытые начала, не рисковал и обладал достаточно высокой техникой)".

По регламенту матча артисты должны были сыграть 10 партий, но по ходу борьбы было решено (поджимали гастрольные выступления) ограничиться семью поединками, что, естественно, вызвало недовольство у зрителей. Тем не менее судья остановил матч после седьмой партии и объявил победителем Давида Ойстраха. Скрипач выиграл у композитора с минимальным перевесом 4:3. Результативной оказалась третья по счету партия матча. В остальных поединках была зафиксирована ничья. Согласно условию матча победитель получал приз клуба "Мастеров искусств", а проигравшая сторона должна была дать собственный концерт. Этот пункт регламента тоже был нарушен, но на этот раз к превеликому удовольствию публики! На торжественном закрытии собственный концерт дали оба музыканта. Замечу, что весь сбор как от матча, так и от финального концерта, пошел в помощь испанским детям...

А знаете ли вы, дорогие читатели, что вдохновленный шахматной аурой этого поединка, Прокофьев сочинил свою знаменитую "Первую скрипичную сонату" и посвятил ее Давиду Федоровичу! Это посвящение Ойстрах считал самым дорогим подарком в своей жизни.

История с неудачным одесским выступлением из 1927 года имела забавное завершение. В 1939 году Прокофьев подарил Ойстраху издание "Первого концерта для скрипки" с теплой надписью: "Замечательному скрипачу, грозному противнику (речь, разумеется, идет о шахматах! - Авт. ) и очень милому человеку Давиду Федоровичу Ойстраху от автора". Правда, красивая точка "комковатого" одесского знакомства!

(Окончание следует.)

Сергей ТКАЧЕНКО,
заслуженный мастер спорта.

На фото:
сидят (слева направо):
Ю. Тюлин (музыковед, профессор),
А. Долуханян (композитор),
Эм. Ласкер,
Я. Рохлин (шахматный подвижник),
А. Пашковский
(председатель ЦК профсоюзов работников искусств),
Д. Ойстрах;

Ойстрах (слева)
и Прокофьев
играют в шахматы.